«Аквалангисты — это не игра!»
Группа «Манго-манго», 1996г.

Остров Курамати. Мальдивы.

Наступал 2012.
Тут надо сказать про 2011. Сложный, тяжелый, длинный и очень поучительный. Во многих отношениях. Каждый раз вам надо перестроиться и перестроить свои мозги, чтобы решить новую проблему. Потому что она проблема, только потому проблема, что новая. Старые вы уже решили.

Преддверье Нового года меня немного удивило. Неприятно удивило. За несколько дней до праздника очень поменялась публика вокруг: на улицах и особенно в метро. Весь город заполнен был азиатами — маленькими, очень пахучими, в вязаных шапках на глазах. Таджики, киргизы, узбеки — я не знаю. Они стояли на станциях группками, ехали с огромными сумками в метро. 31 я возвращался вечером домой по переулкам в центре старого города Москвы. Все, кого я встретил по дороге, выглядели также. Ни одного славянского лица. Наверное, все уехали на курорты, в свои загородные дома или сидели в своих квартирах, уже начиная отмечать Новый год.

А что вы хотите? Если даже по телевизору вместо Деда Мороза, олицетворяющего с детства добро и праздник, три уркагана во главе с депутатом-тяжеловесом Валуевым в костюмах Деда Мороза, угрожают милым обывателям физической расправой, за то, что они выбрали неправильный тариф МТС.
Пора было сваливать.

Волею судеб и обстоятельств — плохих и хороших — у меня была такая возможность: в ночь с 01 на 02 большой аэрбас с удивительно близко поставленными рядами сидений увез меня на далекий остров Курамати.

Вернее аэрбас долетел до аэропорта столицы Мале, а дальше уже полетел маленький гидросамолетик, который долетел до маленького аэропорта. Аэропорт — это плавучая платформа на якоре, от которой моторайзд джонка доставляет тебя до острова, на котором отель.

Я тут в рассказке про Мексику как раз жаловался, что не могу сидеть на одном месте на отдыхе. И на тебе, сам как раз оказался в такой ситуации.
Большинство моих знакомы и друзей, по-моему, уже были на Мальдивах еще 10 лет назад. И ныряли с аквалангом тоже. Даже моя главный бухгалтер уже давно ныряла с аквалангом...
Я- никогда. Во-первых, я всегда плохо дышал — мне еще в детстве удаляли разные штуки в носоглотке несколько раз. Последняя операция была два с половиной года назад, когда в районной больнице пара докторов долбили мне хрящ в носу острым долотом, стуча по нему (по долоту) молотком.
Но теперь с носом все в порядке. Осталось только недоверие к воде и боязнь глубины. Не то, чтобы я не умею плавать. В детстве я проплывал километр-полтора в бассейне.
Но в открытой воде... Я никогда не мог понять людей, которые уплывают в море так, что не видно берега. Это люди с другой планеты и они очень уверены в себе (или они умеют отключать свое воображение?).

Ну, так вот. Проспав три дня и три ночи на острове Курамати, я обнаружил недалеко дайвинг центр и решил попробовать.
Впрочем, на этом острове все недалеко. Он в длину полтора километра, а в ширину, там, где была вилла, вообще, 20 метров.

Я не буду здесь описывать пребывание по дням, как это я делаю обычно. Я расскажу только о снорклинге и дайвинге, потому что это для меня совершенно внове.
И еще немного об Индийском океане, который очень хорош.
Я был однажды на Индийском океане — несколько лет назад я был в Бирме одну неделю. Кто не знает, Бирма сейчас называется Мьянма. Там буддизм, а последнее время еще и волнения.
За неделю мало что можно посмотреть. Я не видел города Мандалай и Баган, я не видел висящей скалы.
Зато я видел обряд посвящения детей в людей, ну и Индийский океан.

Я даже хотел вставить Бирму в эту рассказку, но потом передумал – сделаю отдельно следующую.

Курамати — рай на земле. Дороговато, конечно. И лететь туда 8 часов, обратно 9. Но если бы Мальдивы были бы более доступны, они перестали бы быть похожими на рай.
Контингент своеобразный: в основном, люди в возрасте, молодежи мало. Это следствие отсутствия дискотек и увеселений, и бухла. Алкоголя мало: ввозить нельзя, внутри очень дорого. Мусульманская страна — местные даже не имеют права продавать алкоголь — бармены только индусы или шриланковцы. Русских процентов 25, много семейных пар с детьми, довольно симпатичные. У остальной публики морды совершенно страшные.

Персонал — это маленькие, черненькие, очень приветливые мужички. Кухня — особенно ужин — разнообразна и вкусна. Морепродукты лучше есть в тайском ресторанчики «Сиам гарден», чем в рыбном ресторане «Риф».

Всю ночь индийский океан тихо плещется под сваями твоей виллы, а утром на рассвете, выйдя на веранду, ты спускаешься по лесенке прямо в воду и плывешь в прохладной воде, разгоняя серый косяк маленьких рыбок, в котором небольшие акулы проделывают светлые ходы легкими движениями своего хвоста.

Интересные ощущения ты испытываешь, столкнувшись в воде с акулой. И хоть тебе и объяснили, что рифовые акулы не едят людей, все равно, вбитое тебе в голову с детства представление об акуле, как о смертельно опасном животном дает о себе знать. Достаточно вспомнить фильм «Айболит-66», где пират в исполнении Ролана Быкова перемещается на страшной акуле. Или бессмертные строки «... а там акула — трусы стянула...» (песнь о Цыпленке жаренном).
Подплыли две из глубины и нарезают круги вокруг тебя. Вот что у меня получилось на камере.

Умные люди перед отъездом сказали мне: купи герметичный мешок или «мыльницу» подводную, а то потом локти будешь кусать. 31 декабря я пошел на Савеловский к Алексею, чтобы купить что-нибудь для своих 5D. Ребята на рынке меня отговорили от мешков, сказали, что все китайское и можно утопить свой фотик в соленый воде и это — кранты. Достойный бокс на Canon 5D стоит 5 тыщ евро. В общем, я купил у них б/у Canon G9 с оригинальным боксом по очень хорошей цене и ни капли не жалею. Более того, это лучший вариант. Оптимальное сочетание цены, размера, удобства и качества фотографий.

Пару дней я плавал с маской, трубкой и ластами над рифом и изучал технику. Основные новшества: другие настройки и управления, навести камеру по дисплею под водой не так просто, при съемке «с бедра» направление объектива не такое как у зеркалок, надо привыкнуть к рычажку зума, чтобы понимать, в каком ты положении сейчас.
И еще одно важное — существует пауза в доли секунды между нажатием на кнопку и снимком! В зеркалках этого нет. А рыба-то все время в движении — сделал снимок, а у тебя только хвост в кадре.

Я не могу сказать, что освоил технику до конца — так, чуть-чуть прикоснулся. Потому и снимки дилетантские. Одна ценность — я сделал их сам!

Обучение дайвингу построено правильно. Ты можешь остановиться в любой момент, но каждый раз тебе хочется сделать еще одно погружение и посмотреть, что будет дальше. В результате четыре погружения и экзамен по теории. Крайние два раза я погрузился в свой день рождения и получил сертификат PADI Open Water Diver. (В свой день рождения я всегда что-нибудь учудю — то на дюну заеду (рассказка про ОАЭ), то в воду нырну).
Всем, кто поздравлял меня в этот вечер, я отвечал (обычно этого не делаю) и хвастался, что нырнул на 20 метров. Ну, это я привирал немного — честно говоря, на компьютере была глубина 19,5 метра.
И в крайнее погружение я брал с собой фотик — слава богу, потренировался немного перед этим. Представьте себе, что вы только что получили права. Ваш первый самостоятельный выезд. Вы выехали на Садовое кольцо и едите по нему 3 километра и еще и пытаетесь фотографировать в окно незнакомым аппаратом. Мне нравится моя аналогия...

Помимо ныряний я узнал массу нового, потому что мне пришлось еще и учиться: прочитать пару книжек, отвечать на массу вопросов, а в конце пройти еще несколько тестов, включая финальный на 50 ответов.
Но знания даются правильные — что делать, если под водой у вас случилась жопа.

Надо сказать, что по возвращении я пошел подстричься, и парикмахерша Таня рассказала мне «милую» историю, как ее друг детства, получив сертификат дайвера в Москве несколько месяцев назад, поехал отдыхать. Арендовав с женой яхту где-то в Новой Зеландии, он нырнул (вместе с инструктором) и утонул при первом же погружении (один).

Много лет назад я спросил своего друга Диму Соколова: в чем цимис дайвинга? «Полное единение со средой» - ответил он. Из своего скудного опыта я пока сделал другой вывод: привлекает необычность твоего состояния. Ты как космонавт с трубкой во рту, которую не вынуть, болтаешься в совершенно новой среде без силы тяжести.
И еще я узнал очень много нового про организм, про декомпрессию, да и про физику тоже.
Только сейчас я стал понимать всю сложность операции, которую проделывал Гималайский клуб на озере Теличе в Мустанге (Непал). Когда я смотрел фильм, который мне дал Серега Вертелов, я не понимал повторяющуюся рефреном фразу «глубоководное погружение на высоте 5200 метров». Сейчас я понимаю, насколько опасно и насколько технично это было.
Посмотрите при случае.
Экспедиция на озеро Тиличо. Погружение в одно из самых высокогорных озер в мире.

А теперь галереи?

Это про остров Курамати.

Вот так выглядит Курамати с воздуха (снимок не мой, из рекламы). Но снимают так, что остров Расду с вышками сотовой связи, который ниже снимка, не виден. Расду - столица Северного Ари Атолла.

1 снимок

А это про животный мир острова.

Это про остров Расду — находится в километре-двух от Курамати. Остров размером 400 на 500 метров. Население — около 1000 человек. И люди живут тут всю жизнь, никуда не выезжая. Можно провести параллель с русской деревней, где люди тоже никуда не выезжают всю жизнь. Единственно, тут вода, а там лес и поле.

А это про подводный мир. Это рыбки на рифах.
Тут всякие рыбки. Снимки я как-то упорядочил. Некоторые занятные.
Рыбки ведут себя по-разному: одни плывут стайками (косяками), другие - одиночки.
Одни пугливые, а другие любопытные и просто тыкаются в объектив. А некоторые вообще пытаются подкормиться твоими волосами на ногах.

Обратно гидросамолетик не полетел почему-то. Персонал сослался на погодные условия, но погода была чудесной.
Не полетел, ну и ладно. На скоростном катере за полтора часа прекрасно доехали по водной глади.

P.S. Да, и еще. Прочитайте обязательно книгу Виктора Пелевина «СНАФФ» - я получил огромное удовольствие. Сколько юмора, ума и чувств...
Кстати, «Манго-манго» тоже можно еще раз послушать. Достаточно вспомнить, например, строки из песни «Мамаду»: «…Может быть, это я «мамаду»? Может быть я сейчас подойду…?».