Добрый день.
Я вернулся из Исландии.
Если у вас есть силы и желание, вы всегда можете куда-нибудь уехать на длинные майские праздники, взяв несколько дней отпуска между первым и девятым.

Я давно хотел в Исландию. Далекий остров вулканического происхождения просто обязан быть интересным (с точки зрения пейзажей, например).
Тем более после того, как я застрял в Лондоне из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль (я научился это произносить). Я об этом писал в своей рассказке про Йеллоустоун.

Про Исландию я знал мало: читал когда-то отчет одного мужика о пешем переходе длиною в 190 километров через плато (сейчас уже не помню какое). В памяти осталось подробное описание того, как надо ставить палатку при сильном ветре.
Еще я почитал немного в интернете дневник одного путешественника про то, как он перевернулся в тумане на машине, раскидав вокруг все имущество при нескольких оборотах.
Найти путеводитель в Москве оказалось не так-то просто. В результате нашлась какая-то книжка некого Волгожанина (или Вологжанина), которая претендовала на увлекательность.
Я считаю, что путеводитель должен быть занудным – тогда есть шанс, что информация в нем будет полной. Я вот никогда бы не назвал свои рассказки путеводителем, хотя они и могут быть полезными для следующих путешественников.
Так вот, в книжке было описано интересное путешествие на джипах на ледниковое плато. Но нигде-нигде не было написано, что все дороги через центр страны закрыты из-за снега бОльшую часть года. И что в начале мая в Исландии зима. Почему я написал в названии, что зима длиться с августа по июнь? Очень просто: зимнее расписание движения паромов с 25 августа по 05 июня.
Как в том анекдоте. Когда мужик из какого-нибудь Тикси приехал на юга. На пляже его спрашивают, почему он такой белый: Что лета у вас не было? Мужик отвечает, что лето было, но он этот день проспал.
Обратите внимание на рекламу местного магазина одежды под названием "66 параллель".
Где вы видели на рекламе, чтобы дети не улыбались?
Еще я понял, что имя известной певици и актрисы Бъорк означает "березка". Видите, на втором снимке там веточка березы внутри?



Понимая, что страна дорогая и гостиницы стоят дорого, я реализовал свою давнишнюю мечту – взял в аренду дом на колесах.
Планируя поездки по бездорожью, я взял большой Форд с приделанным домиком. Все это похоже на гигантскую улитку.

В целом решение не очень верное. Конечно, я нашел места, где четыре ведущих колеса мне очень помогли. Но если бы я поехал по реальному бездорожью с бродами и канавами, то все содержимое домика надо было бы потом собирать по полу. При серьезных поворотах ящики внутри раскрывались и постоянно на полу что-то валялось: тарелки (благо пластмассовые), чай, еда, вещи. Лучше всего был сделан холодильник – дверка была на крючке.

Безусловные преимущества такой машины в том, что вставай на ночевку где хочешь.
Есть кемпинги, как было написано, в живописных местах. Ничего особенно живописного не было. В кемпингах хорошо то, что есть электричество, иногда wi-fi, душ. Но в начале мая почти все они закрыты.
Выяснилось, что электричество на зиму не отключают, и можно встать на официально закрытом кемпинги и присосаться к розетке.
Познавательным были заливка воды, замена газового баллона и особенно слив дерьма.

Кстати сказать, на многих заправках вы можете взять щетку с длинной ручкой и напором воды и бесплатно помыть свою машину. Я так и делал перед сдачей.
В целом, происшествий не было. Бензин не закончился ни разу (хотя заправляться надо почаще, до ближайшей заправки может быть много километров).
Учтите, что бензин дороже нашего вдвое. Честно говоря, проехав более трех тысяч километров я истратил на бензин около тысячи евро.

Так вот. Дороги перекрыты. Я конечно попытался в нескольких местах проехать, но там действительно лежит снег, который будут чистить где-то в начале июня.
Толщина его даже около расчищенных дорог достигает нескольких метров.
Общее впечатление от страны – суровая северная. Что там делают зимою эти несколько сотен тысяч местных людей, я так и не понял.
В мае солнце уже только ненадолго прячется за горизонт. Темноты я так и не видел.

В конце концов я не очень пожалел о перекрытых дорогах, потому что восемь неполных дней – это вполне достаточное время для объезда всего острова по периметру по дороге №1.
Это дорога №1 и не только. Грунтовые дороги с ограничением скорости 80 километров в час тоже хороши.

А вот короткий ролик про тунель. Для экономии долбежки туннель односторонний, а для того, чтобы разъехаться выдолблены нишы. Вот

Люди, я бы сказал, ютятся между горячими вулканами, вечными ледниками и холодным морем. В пейзажах очень много черного цвета лавы.
А ветер действительно сильный. У них на карте в интернете отмечены в режиме онлайн опасные точки, где машину может снести с дороги.

В стране все действительно дорого, но люди приветливые. Преступности нет вообще. На мой взгляд, есть на то пара причин. Первая – все всех знают, как в большой семье.
А вторая причина в том, что там нет всякой швали. Видимо сурово и холодно, вот шваль и не едет. И как следствие, некому совершать преступления. Арабов, например, я там вообще не видел.

Навигатор, карты которого я обновил перед отъездом, не все знал. Девушка в навигаторе путала ограничения скорости, не знала новых туннелей, хотя в старых туннелях ориентировалась даже без связи со спутником. В целом, надо было держать ухо в остро.

Все таки в конце я попал в небольшую аварию. Расстроился ужасно. Проехав уже мимо прокатного агентства, я решил, как честный человек, залить бензин до полного бака. Заехал на бензоколонку в городе, но стоящий передо мной дедушка долго ковырялся и я решил его объехать. И тут же был наказан за нетерпеливость.

Когда я въезжал на колонку с другой стороны, я врезался верхом домика в крышу заправки. Покорёжил крышу заправки и верх домика. Цепь одна оторвалась.
Машина непривычно высока, все другие заправки представляли из себя торчащую колонку посреди поля, плюс я еще расслабился перед сдачей машины.
Мне даже в голову не пришла мысль об опасности.
Пришлось потратить несколько часов на протоколы и оплату страховки.
Очень расстроился.
Хотя один француз на стоянке сказал мне, что цепи должны быть натянуты, а не болтаться, как у меня. И после того, как цепь оторвалась, стало ясно, что деревянный каркас домика подгнил.
В целом, пора было уже машинку реставрировать.

Про еду могу сказать, что морепродукты и рыба очень вкусные.
В забегаловках у порта в Рейкьявике делают такой гриль, что можно все проглотить. И суп из лобстера дивный.

Но местные едят какие-то бургеры и сосиски. Жуть.
Думаю, что они не очень любят рыбу, потому что это средство их существования и им жалко есть то, что можно продать.
И еще потому, что все вокруг воняет рыбой и, наверное, они ее видеть уже не могут.

Продукты рекомендовано покупать в сети магазинов Бонус. Все хвалят одноразовый гриль и маринованную баранину, приготовленную на нем. С грилем я справился только один раз из трех. Было действительно вкусно.
На второй раз свинина никак не хотела жариться, и я чуть не пропустил вечернее солнце для съемки. Свинину оставил на гриле и она сгорела – собака.
А на третий раз ветер был такой силы, что гриль прогорел мгновенно и ничего не зажарил.

Туристов очень много. Особенно русских. Видимо майские каникулы сделали свое дело. Количество русских, по-моему, превышает только количество уток (гусей, лебедей) и лошадей (зачем им столько лошадей?).
Здороваешься со всеми на тропинках, и иногда сразу видно, что русские. Жилетки отороченные мехом, куртки Боско Раша. Я себя оглядел и понял, что меня тоже можно распознать по отечественной куртке BASK. Но понял: тот, кто носит BOSCO, вряд ли знает BASK.

В целом, все рекламные проспекты не врут: действительно, много необычных пейзажей и красот. Они все там в проспектах и перечислены.
Огромное количество туристов из Европы вызвано тем, что в Европе действительно ничего такого нет. Может быть в Норвегии, но все равно без вулканов и гейзеров.
Для тех, кто не был на Камчатке, это экзотика.

Я решил не описывать подробно каждый день. Погода была не самая солнечная. Только на севере светило низкое северное солнце.

Поехал сначала к Эйяфьядлайёкюдль. Потом ледяная лагуна, где ледник сползает в бухту. Небольшой снежный перевал. Морской берег, паром, разлом в поверхности земли. Водопады разные. Увидите все ниже в фотографиях.

Панорамы поснимал, тренируясь. Сейчас сижу каждый день, свожу.

Теплые источники, в которых можно погреться, есть повсюду. Есть просто теплые лужи без удобств. А есть обустроенные такие как на озере Миван или в Голубой лагуне.
Голубая лагуна – это курорт в 40 километрах от Рейкьявика. Очень рекомендую  помыться, погреться и намазаться белой глиной. Фотографировать не стал – и так полно рекламных фото в интернете.
И сходить в Голубую лагуну надо в конце путешествия. Нет, в начале тоже можно, но в конце обязательно, расслабляет. Может, правда, я от этого и въехал в крышу заправки, расслабившись.

Ну что? Поехали?

Сначала Рейкьявик. Я сначала думал, деревня-деревней. Приехал, и точно. Но размером больше, и дома каменные есть. Все старые дома гордятся своим возрастом.
Деревянные дома обиты гофрированной жестью, раскрашенной разными цветами.


Это я лодочки снимал. Мне кажется, в Исландии у всех есть лодочки.
 
В каждом хуторе есть церковь. И не только в хуторе, но и на пустом месте. В эту галерею затесался маяк, но, я думаю, это не страшно.

Эти скалы есть, конечно, во всех проспектах. Увидел их случайно, проезжая по берегу.


Это галерея типичного городка. Все городки - портовые. И очень тихие. Несколько ресторанчиков, пешеходная зона, порт. Я даже не стал указывать его имя.


А это первые километры пути мимо вулкана Эйяфьядлайёкюдль, которого не видно с дороги.

Первый ледник.
Сначала панорама. Учтите, я подрезал ее до 800 килобайт, но она все равно большая. В оригинале она весит больше гигабайта.


И галерея.


В бухте со льдами пришлось провести сутки в ожидании момента, когда закончится дождь.

Я сделал несколько панорам. Учтите, полное изображение весит 1 мегабайт.

Вот еще.

Лед действительно голубой, и место красивое.

 
Выброшенные на берег моря льдинки прозрачны и очень красивы на черном вулканическом песке. Этому льду миллионы лет.
Правда, красиво?

Там еще можно прокатиться на амфибии на экскурсию. Стоит недорого, но экскурсия примитивная. Я думал, поплывем вдоль льдин... А тут на полчаса выплыл на открытое место, тебе рассказали, что лед - это круто. Предложили попробовать кусочек. И назад.

Островок Флатей совсем малюсенький. Паромчик останавливается на 5 минут. Но рядом есть островки, похожие на мыс Столбчатый на острове Кунашир.


Фьорды разрезают береговую линию.

Вот еще панорама, но неполная. Если будете раскрывать, то учтите, что полное изображение много весит.


Но я еще сделал 3Д панораму, тренируясь. Я не хочу сказать, что сама по себе панорама так уж ценна, но я получаю несомненные опыт, собирая 258 кадров в 3Д.

Сведение одного неба только чего стоит. Крутите-приближайте. Крутить мышкой, а приближать-удалять клавишей CTRL и SHIFT.


Гейзер, честно, ничего из себя не представляет. Я пытался ролик снять.
Вот ролик.
Вот гейзер.


На западном берегу острова есть прогулочные тропы. Проложены хорошие маршруты по берегу. Есть даже подробное описание, что где находится. Вот посмотрите.


Да, в Исландии много водопадов. Реки текут из ледников, а почва каменистая - вот тебе и водопады.
Но почему люди от них так тащатся, я не очень понимаю.
Когда фотографируешь водопад, то есть два момента: к ним сложно подобраться, а если подобрался, то вода заливает объектив.
Ну вот смотрите.

Деттифосс.

Группа водопадов со сложными названиями.