Ну что, друзья. Закончилось очередное путешествие, и я опять постараюсь написать кратенький отчет. Делать это становится все труднее и труднее, поскольку количество информации все время растет.

Не доверяя в полной мере новой технике, я взял также еще и свой старенький фотоаппаратик (на всякий случай). Кроме того, перешел в основном на съемку в режиме RAW, что увеличило объемы каждой фотки. К тому же еще разжился на время gps-навигатором, файлы с которого тоже надо обработать.
Но, надеюсь, все же справлюсь когда-то. Хорошо бы еще не заниматься производственными делами при этом… Я выбрал 270 фоток. Почти не правил. Фотошоп использовал для перевода формата RAW в Jpeg, убирал пыль и соринки, ну и кропил иногда.

Итак. Местом действия была выбрана долина Ладакх на востоке индийского штата Джамму Кашмир. Почему? А хрен его знает. Вернее, потому что это та часть Тибета, которая перешла к Индии и к тому же не была закрыта Китаем на время проведения олимпийских фармакологических игр. Потому, что там никто из нас не был. И потому, что в самой Лхасе уже, говорят, Тибета осталось мало, а вот в Ладакхе вроде еще есть.
Столица самого Ладакха – город Лех. Это только мы говорим «Лех», а все остальные там говорят: «Ле-е-е».

Как обычно, я накупил всякой всячины:
Ручка для 5D с батарейками (будем же идти без электричества) – не пригодилась. 2 штатные батареи выдержали более двух тысяч снимков.
Дополнительные флешки и фотоблок – пригодились. Очень удобно делать бэкап по дороге. Я слышал, что многие, кто фотографирует, страдают маниакальной боязнью потерять отснятое. И я тоже.
Куртка с гортексом – не пригодилась. Никаких нулей или 5 градусов тепла не было. Ночью ниже 12 градусов тепла замечено не было.
Новые кроссовки – пригодились, хорошие. Только в них и ходил.
Ну и всякого еще по мелочи. Может, потом вспомню.

Нас 8 человек + Дава дай, без которого никуда.
Остальные члены группы сформировались из Непальско-килиманджарских составов, некоторые в последний момент примкнули.
В путь. Перелетев аэрофлотом до Дели, мы оказались в душной влажной ночи, в местном аэропорту, где негде сесть на лавку. И провели там часов пять до посадки на Лех. Делать было нечего, пытались пройтись вокруг и фотографировать местного таракана.
Наконец стали загружаться в самолет, и я столкнулся с местными проверками багажа.
Все были вежливые, но, по-моему, хуже меня обыскивали только в Америке.
Вообще на внутренних перелетах трясут неимоверно. То ли теракты, то ли близость воюющего Пакистана, но заставляли прятать в багаж и батарейки, и триподик для фотоаппарата. В общем, все. Отняли у меня оставшийся виски, враги.
Я удивился размерам самолета, который летает в закрытую территорию. Это не какой-то Горки аэрлайнс. Это нормальный Боинг 320.

Чуть больше часа лету, и мы в Лехе, во вполне приличной гостинице с названием про дракона. Все завалились спать до обеда, а потом поели и поехали в город. За нами закрепили пару джипов Махиндра местного производства.
Сначала поехали к ступе под названием Шанти, а потом полезли к старому храму.
Шанти мне сразу понравилась. Так называется один из приятных ресторанов в Москве рядом с моей работой…

Что-то я разболтался. Давайте посмотрим фотки. (Кстати, я увеличиваю размер фотографий. Думаю, что все уже перешли на 17-дюймовые мониторы).
Вообще на Лех времени не хватило. Я походил бы по нему полдня, но у нас их не оказалось в результате.
Кстати, сразу предупреждаю, что никакого экстрима не было. Ничего кроме обычного набора – желто-бурая каменистая пустыня, детские лица, различные туалеты – вы не найдете. Я предупредил.
Первый план маршрута был экстремальный: высоты 4500-5700, ночевки на 5000 метров. Слава богу, отказались. Мы болтались где-то между 3200 и 4500, ночевали на 3500-3700, и все прошло спокойно.
14 Фото.

Второй день был посвящен монастырям. Я, честно говоря, боялся, что публика задолбает меня монастырями, но все оказалось в меру.
Но 3 первых мы посмотрим. Они располагаются в одной стороне от Леха. Первый - Хемис – самый большой и известный. Там, собственно, и хранятся древние книги, который описывал путешественник Николай Нотович (Jesus Christ - pdf 634 Кб) 100 лет назад. (Как обычно, я в географию и историю не погружаюсь. У всех есть Интернет для этого).
Потом был очень красивый Thiksay, а потом Shey. Перед Shey мы перекусили, заехав к владельцу так называемого местного турагентства. Сидели у речки на травке под старым парашютом. Вообще, все привалы у речек, а вместо тентов парашюты.
Вот, посмотрите на пейзажи и на монастыри.
Монастыри похожи, но все разные.
25 Фото.
{os-gal-275}

Вернувшись, я пошел искать почту, чтобы послать, как обычно, открытку. Почту нашел, но она не работала. Удивила древняя старушка в грязной национальной одежде, которая вполне толково объяснила по-английски, где почта.
Поужинали в отеле и пошли собираться. За ужином мы договорились устроить завтрашний день днем молчания. Поскольку мы два дня все говорили все время (давно не виделись), то идея показалась интересной. Забегая в завтра, скажу, что идея провалилась с треском. Почти все действительно попытались помолчать за завтраком, а потом всех как прорвало. Не помогла даже табличка “do not disturb” на моей шее, которую (табличку) я стянул в отеле.

Нас минут 40 везли на джипах за город и подвезли к нашим лошадкам, которые должны были потом тягать наше барахло. А мы вылезли в монастыре Пъянг – месте нашего старта.
Сразу хочу сказать, что названия пишутся как угодно и латинскими буквами. Например, городок Ниму выглядел как Nimo, Nymo, Nimmu и так далее.

Посмотрели монастырь и пошли в свой «разминочный» трек.
Напоминаю, что Лех находится на высоте 3500. И нас забросили туда самолетом. Не буду говорить про других, но пару ночей в гостинице я спал в кошмарах по 2-3 часа, просыпаясь от недостатка воздуха. Забегая вперед, скажу, что когда мы вернулись, то я все равно в гостинице так и не спал, хотя в палатке после дневного перехода спал отлично.

Так вот, выяснилось, что наш милый проводник Ринчен (портрет покажу позже) весьма приблизительно оценивал высоту. А мы-то все с альтиметрами, gpsами. Короче, он завел нас на горку в 4500 метров высотой. Мы в походе, как обычно, разделились пополам. Первая группа взяла высоту, поела и свалила. А когда наша вторая добралась наверх, то мы обнаружили наверху только Сашеньку, которая охраняла наш ланч от толстого зайца, который бегал поблизости, говорят.

Ниже фотки с «разминочной» горы, или с горы, «где бегает толстый заяц».
Как мы шли - это ясно. Солнце палит, непонятно что охота: попить или просто остановиться, используя воду как повод. Сначала говоришь себе: «50 шагов до остановки», потом переходишь на 30 шагов. Я еще как дурак гордо набрал всего своего железа на первый переход. Потом, конечно, все лишнее упаковал в рюкзак, который несли ослы, и проложил все теплыми вещами.

Короче, мы там чуть не сдохли на первом подъеме. Спустившись с горы, мы долго шли по дороге до лагеря. Это наш первый лагерь у реки в местечке Тару. Там уже стояли наши палатки и лежали вещи. Я еще удивился, почему рюкзак такой грязный. Потом понял. Через пару дней я видел, как ослик в нашем караване чесал спину, перевернувшись вместе с вещами вверх ногами. После первого дня все вещи упаковывали в мешки.
Вода в ручье чистая и холодная, но это очень приятно. Погрузиться в воду ты можешь только лежа.
Я забыл, когда последний раз спал в палатке, но это здорово, тем более что она индивидуальная. Единственная проблема, что мы стояли у болота, но никто не утонул.
17 Фото.

На следующий день мы разделились. Сильная группа пошла через перевал, а вторая половина пошла в обход горы. Как я понял, перевал никому счастья не принес: люди просто карабкались вверх по сыпухе.

А мы медленно брели по этой пустыне и фотографировали голые пейзажи.
В пути происходили мелкие события. Например, Виталик нашел игральную карту – бубнового туза – посреди пустыни. (Он вообще все время что-то находил. Подкову, например.)
Или мы забрели в сикхский храм. Нужно было разуться, пройти ногами через ванну и надеть на голову оранжевую бандану.
Внутри храма был камень, который когда-то дьявол кинул в сикхского святого, а тому, как говорил Вовка, «все пофиг». Самое смешное, что я через неделю после возращения летал в Канаду и меня на контроле шмонал сикх. Его позвали, когда увидели у меня камеру с объективами. Мы обсудили преимущества тех или иных линз, а потом я ему говорю: «Ты, дядя, сикх?». Кто не знает, сикхи носят такие чалмы специфического вида на голове.
А он мне, мол, да, сикх. А я, говорю, у тебя в храме был в Ладахе. Он говорит, это тот, что у дороги? А я ему, мол, ну да, там, где дьявол камнями бросался. Так он там тоже был. Мы чуть не обнялись. Но про Канаду, это другая история. Может, следующая…

В храме нам дали (тому, кто брал) цампу, перемешанную с каким-то маслом. Этим надо было кого-то накормить, и будет тебе счастье. Поэтому несколько фоток далее, как Виталик пытается накормить животных. Лучше всего попытки подействовали на ослов. Ослы стали кричать и пытаться заняться сексом (тут меня поправили: не с Виталиком, а между собой).

На всем переходе был только один небольшой каньон. Очень интересный эффект: ты идешь совсем невысоко и совершенно не можешь понять, как вчера залез на 4500.

После нескольких часов мы остановились на привал в деревне Ниму. Кстати, в деревнях запросто можно порвать с деревьев мелких абрикосов, довольно вкусных, и тут же поесть.
Потом прошли еще несколько километров до дороги и остановились в гестхаусе под названием «Нильзя».
Ожидая вторую группу, мы с Виталиком и Олей пошли погулять до реки Инд (Indus по-местному). Инд оказался мутной, холодной и быстрой рекой. Погуляв по берегу, мы забрались в какие-то огороды и лезли через заборы. В общем, ничего интересного.
Ночевали на этот раз в доме, но все равно в спальниках. Утром меня достали мухи. Я им такого в палатке не позволял. Пришлось досыпать, накрыв лицо журналом про йогу (очень, кстати, в этом походе популярным).
24 Фото.

Следующий день у нас прошел под название "бэбитрек". Все началось с красивого каньона.
Ребята лазили в какую-то пещеру, где нашли алтарь с кровостоком и фигурки Будд. Тропа шла по сыпучему склону. Попробую передать на фотках. Бэбитрек длился почти 9 часов, при этом вверх-вниз, вверх-вниз. К концу все уже хотели посмотреть на этого бэби.
Виталик, однако, в самом начале пути на склоне нашел трефового валета. Все задумались…
Пришли мы в местечко Ние. Я назвал его «Деревня под столом». Мы устроились во дворе одного дома. Как обычно, помылись и поели. Тут я хотел бы сказать про нашего повара. Это молодой парень из Непала, который готовил на маленькой газовой плитке. Это офигеть! Он делал за ужином 5-7 перемен блюд, в основном, вегетарианских, но очень вкусно. А когда он еще испек пирог с фруктами, мы просто обалдели.

Народ пошел погулять, а я остался любоваться звездами. Они там тоже очень хороши.
Ну и конечно, дети хозяйские к нам притусовались. Сейчас покажу. Опять удивило то, что в далекой деревушке дети лет 6-8 могут с тобой объясниться по-английски. Конечно, имена я их не запомнил. У меня и так с именами сложно, а то, как они называются, я вообще повторить не могу, не то что запомнить.
Ну вот, смотрите. Некоторые места мне кажутся красивыми.
25 Фото.

Следующий переход был до городка Ликир. Там ничего сложного, мы только поднялись на «стол» и шли по ровному. В начале пути встретили ламу в миру – дедушку 74 лет. Симпатичный такой. Сережа ему яблочко подарил.
По дороге мы видели какие-то непонятные знаки, как бы выложенные на горе, довольно большого размера. Я почему-то не сфотографировал. Мы не поняли, что это. Виталик никаких карт не нашел. Зато я нашел просто под ногами часы Casio. Там никаких дорог не было. К тому же еще эти часы шли и показывали точное время. Я подарил их одному пареньку - проводнику. Симпатичный парень из Занскара 19 лет от роду. Он только спросил меня потом, сколько они могут стоить. Что за часы, откуда они там…

В Ликире есть храм, но мы туда не дошли. Палатки разбили во дворе постоялого двора. На этой стоянке я посидел с проводниками в нашей кухне-палатке, где они готовят еду и спят. Выпили немного. Я был удивлен, что местные не пьют ничего крепкого. Думаю, потому что они курят траву, как потом выяснилось.
Очень симпатичные, улыбчивые ребята. У них интересная реакция, если что-нибудь попросить у них. Они сначала замирают, а потом ныряют в свою палатку, быстро-быстро шуршат там в своем барахле и дают тебе нужную вещь.
Вечером поздно пошли погулять. Выключили налобные фонари, чтобы идти под звездами, и потерялись на обратном пути. Не то чтобы совсем, но получилось интересно. Это ощущение, что оказался без дороги в темном пространстве вокруг. Тем более что почти не видно огней и не ездят машины. Сделав круг и покарабкавшись чуть-чуть в темноте, вернулись домой. Я же говорил: без экстрима.
11 Фото.

Утром из Ликира выходило несколько групп разных иностранцев. Место там красивое, но, как обычно, сначала вниз в овраг, а потом вверх. Этот переход был одним из самых красивых, на мой взгляд.
После небольшого подъема спуск в красивый каньон. Далее, правда, выход на дорогу, но ненадолго, а после мостик через речушку. Все опять разделись и отдыхали. Кто делал гимнастические и йогические упражнения, кто просто плескался, кто загорал.
Потом еще небольшой подъем в гору, на котором меня задолбали мухи (я не буддист – убил несколько штук), и перевал с асфальтированным шоссе и симпатичным дядечкой, который со скребком и веником убирал камушки с дороги. Мы угостили его соком, и он с удовольствием выпил.
После нескольких километров по дороге мы дошли до нашей самой лучшей стоянки в местечке Яанг-Танг (YangThang). Опять у чистой реки, на зеленой траве, тихое тенистое место.
28 Фото.

Мы даже решили остаться здесь еще полдня, поскольку переход на следующий пункт был небольшой. Мы провалялись, купаясь, читая и занимаясь упражнениями, до обеда следующего дня. И перескочили в Хемис Шук Па Чан (Hemis Shuk Pa Chan).
Там стоянка была во дворе у хозяина с семьей (фото ниже). Там наш проводник Ринчен очень трогательно исполнил свой долг, рассказав нам про Ладакх. Когда он пытался рассказать нам про буддизм, мы его вежливо остановили.
Этот ужин запомнился братанием с одним парнем и тремя девчонками из Израиля, которые просто путешествуют год после армии и перед университетом. Как потом выяснилось, они не вместе, просто встретились на ночлеге.
После нескольких бутылок местного рома парнишка принес траву. Разговор свелся к воспоминанию о каком-то Evgenii Shapovalove, который поет русские песни на иврите. Ничего кроме «Подмосковных вечеров» вспомнить не удалось. В результате я нашел паренька утром спящим на улице на каком-то ковре под одеялом.
9 Фото.

И вот наконец крайний переход до последней стоянки в Темисганг (Temisgang). Все приготовились к обещанному перевалу 4900 м. В результате все вылилось в 2 перевала, последний - на высоте 3900. Там был интересный подъем – на снимках увидите.
Поскольку маршрут подходил к концу, а нам еще было мало, то мы полазили по соседним холмам красивого сиреневого цвета. Когда мы вернулись на перевал, то обнаружили сидящих на тропе парня и девушку, которые раскуривали траву. Они жили, по-моему, в Голландии. А вскоре за нами поднялся молодой парень из Канады, который припер велосипед на себе вверх. Это, я вам скажу, было непросто. Голландцы сразу предложили ему травы, но он ответил правильно: "Нет, это меня убьет сейчас". Потом, кстати, он нас обогнал на спуске, хотя там ехать вниз тоже не сахар. В общем, нам попадались одни чудики и большие группы евреев из Израиля. Хотя была, например, пара - француз и худющая японочка, которые познакомились в автобусе в Ликир и решили пойти вместе. Впрочем, тоже чудики.

Добравшись до лагеря, правда, в селе Анг, а не Темисганг, мы расположились и пошли в монастырь километра за 4. Монастырь был хорош. Сами помещения были закрыты, но монастырь хорош. Те, кто что-то чувствует, сразу почему-то легли. И только Вовка гонял энергию.
На обратной дороге несколько человек сачканули, проехав до лагеря на автобусике. И я в том числе – задолбался камеры таскать.
После традиционного ужина проводники устроили нам праздник, они разожгли костер и спели песню. Я пытался сфотографировать огонь (один снимок интересный получился). Вот и все.
42 Фото.

Мы опять сели в джипы и поехали в монастырь Ламаюр, где, говорят, пейзаж как на Луне. Но нам не суждено было его увидеть, потому что основная масса оставила свои паспорта в гостинице, а зона оказалась закрытой. Я-то свой взял по совету Иры. Она мне просто сказала: а если война, а ты без документов. Как в воду смотрела.

Тогда мы поехали в монастырь Алчи. На обратной дороге Инд красиво сливался с Занскаром. А второе событие, это когда Сережа и Вовка спустились к Инду искупнуться. Дорожные рабочие все бросили, встретили радостными криками снятие трусов и смотрели на двух идиотов, пока прораб не прогнал всех работать. (Напоминаю, Инд быстрая, очень мутная, холодная река).
Алчи оказался уже туристически раскрученным с сувенирами и всякой хренью для собирания пыли в московских квартирах. Снимать внутри запрещено совсем. Я, правда, не зная ограничений, сделал несколько снимков Тар внутри.
Еще на обратной дороге заехали в монастырь в Баско (Basco, Basgo, Bosco). Там очень интересный фиолетовый цвет скал, но у меня он как-то не получился.
И вот мы в Лехе. Я, как обычно, - на почту послать открытку, народ разбрелся по городу за сувенирами. Спокойный и добрый ужин был опять в ресторане.
Наши массовики-затейники предложили всем за столом высказаться по поводу похода, и это оказалось очень интересным. Как я уже говорил, все люди разные, но за эти несколько дней почти не возникло никакого трения или неприязни. Было очень интересно, как все по-разному построили свою маленькую речь и как абсолютно по-своему восприняли наш очередной поход.
Вообще в походе все относились друг к другу очень трогательно. Это было особенно видно, когда кто-нибудь заболевал.
Вот, посмотрите наш маршрут, зафиксированный нашим навигатором. Нужно взять вот этот <файл>, скачать его себе, открыть Google-планета, а в Google-планета в меню File->Open открыть как раз этот скачанный <файл>. И вы увидите , как закрутится наш земной шар.
Или воспользуйтесь встроенной картой, которую я ввел только на этой версии сайта.
Честно говоря, там с прибором у меня накладка вышла, и я немного дорисовал. Но в любом случае, как я понял, нужны ручные коррективы, поскольку приборчик иногда подвирает.

20 Фото.

У меня было еще два дня, которые я хотел посвятить Индии, но, в общем-то, не очень получилось.
В самом Дели делать, на мой взгляд, нечего. Большой зеленый город, но я смотрел его из окна такси. Мы проезжали несколько интересных мест, но я бы там выйти с фотоаппаратом не рискнул, так же как и погулять вечером.
4 Фото.

И я слетал в Агру. Это деревня, где находится чудо света Тадж-Махал. Деревня оказалась очень большой, а отель очень приличный.
Там, кстати, тайечка сделала мне аюрведический массаж. Это без эротики, но очень приятно, всем рекомендую.
А Тадж-Махал был полон местными жителями. Опять сильно проверяли всех на входе и не хотели меня пускать с большой сумкой. Подействовал аргумент: вы же хотите, чтобы фотографии вашего Тадж-Махала получились хорошие?
Тадж-Махал снимали, наверное, миллионы раз, так что я не претендую. Единственно, что мне показалось, что он очень меняется в зависимости от освещения.
15 Фото.

Еще я вышел поснимать местную жизнь. Снимать было трудно из-за 3-х вещей: мухи, местные жители (в основном мелкие) и влажность. Влажность все время 100%, выходишь из прохладного номера отеля и ждешь, когда фотоаппарат согреется. Иначе он весь внутри и снаружи покрыт влагой. И объективы, и фильтры, и все.
Но несколько кадров сделал.
24 Фото.

Потом в Дели и в тот же день в Москву. Самолет задержали на 2 часа, но это ерунда.

Опять спасибо всем.
Да, кстати, народ жалуется, что меня совсем нет на фотографиях (что, на мой взгляд, очень понятно). Так вот, я тут положил две. Спасибо Олечке, это ее копирайт. На первой - я фотографирую природу, на второй - мы с Виталиком лежим на берегу Инда.