Предисловие. 

Эту рассказку я писал довольно долго, а думал ее еще дольше.
И вдруг последние 2 дня я сижу, не покладая рук, и заканчиваю, размещаю, правлю эту рассказку.


Про себя думаю, что надо когда-то уже закончить, уже пора следующую писать.
И вдруг сегодня вечером читаю новость на РБК, что треть россиян ничего не знают про Хиросиму и Нагасаки...
И отчетливо понимаю, в чем дело - рассказку надо вывесить сегодня ночью. Завтра 65 лет с того дня, когда бомбили Хиросиму. Вот.
Фотографировал я тогда для пробы несколькими камерами: EOS 350, EOS 300V и даже IXUS-750 (это вообще игрушка). Все-таки посмотрел и понял: пленка хороша. Может, вернуться? 

Я иногда спрашиваю себя: зачем я вывешиваю свои рассказки с фотками в интернет? 
Я совершенно не преследую сомнительную популярность в интернете. В противном случае я бы боролся за посещаемость сайта разными способами, известными всем раскрутчикам сайтов. 
Хотя я, конечно, отслеживаю посещаемость. Она резко возрастает, после публикации очередной истории, а в целом растет из месяца в месяц медленно и неуклонно. Хрен знает почему. 

Первый рассказ про каньоны я вывесил, потому что мне хотелось поделиться необычными видами, но при этом не рассказывать всем своим друзьям тупо одно и то же. 
Потом я почувствовал, что это затягивает. 
Причем рассказы передают мое настроение: иногда это чистый стеб, а иногда получается занудно… 

Посмотрев свои фото с островов Северного Марианского содружества, я не обнаружил шедевров. Однако решил написать про эти острова. 
Потому что большинство моих знакомых живет в европейской части России и вряд ли посещали Тихий океан в этом регионе. (В отличие от жителей Хабаровска или Владивостока). 
Я не уверен, что кто-то сфотографировал Марианскую впадину так, чтобы было понятно, что это самая глубокая впадина на земле. Но кое-что интересное там все-таки есть.

Сначала я хотел назвать рассказ «Чем можно заняться там, где ничего нет», но потом передумал. 
Все-таки заброшенный аэродром, с которого поднялись два Б-29 с ядерными бомбами в 45 году, и по которому я тогда через 60 лет гонял на автомобиле, оставил самое яркое впечатление. Яркое - не значит светлое, это значит - самое сильное. Когда ты несешься на автомобильчике по широченной взлетной полосе (газ - до полика, а вокруг никого), это само по себе необычно. Но не это главное. Главное, что ты физически ощущаешь там чужую Смерть. 

Никак не могу удержаться от вступления. Видимо, к старости становлюсь болтливым. 

Я оказался на острове Сайпан в августе 2006 года (боже, уже прошло 4 года…). В Сеуле проходила очередная конференция, и перед ней хотелось отдохнуть несколько дней в теплом месте. От Сеула до Сайпана 4 часа лета. Вот я и купил туда билеты. 

Я пока не был в Таиланде или на других курортах юго-восточной Азии, поэтому сравнить не с чем. Но думаю, что Сайпан является типичным представителем. Небольшой островок, 5 на 13 миль, находится под протекторатом США. Виза США не нужна, но некое разрешение нужно получить. Островов несколько, но Сайпан - самый большой. Еще один крупный остров Гуам уже является территорией США. На островах живет около 70 тысяч местных жителей – чаморров. Но все управленческие посты занимают америкосы, которые пользуются большим уважением. Ну и мы, русские, автоматически попадаем под их авторитет по расовому признаку.
Это объяснил местный русский, который там чем-то занимается, не помню чем. Еще он сказал, что остров абсолютно безопасен: ни ядовитых змей, ни пауков, ни грибов. Даже борщевика нет. Рай на земле. 

А мы выделяемся, потому что, наверное, основная толпа отдыхающих – японцы. Это, вообще-то, была их территория до второй мировой войны. Но об этом отдельная история. 
Вся индустрия отдыха заточена на японцев. Они хоть распрямили ноги и вытянулись ввысь в среднем на 20 сантиметров за последние 20 лет, но все равно я штаны бы купить себе там не смог бы. Роста все маленькие. 

Если взять напрокат машину, то достаточно полдня, чтобы объехать весь остров, включая отдаленную пещеру. Отель был хороший. Как определить? Очень просто. Уборщик выключает в холле пылесос, когда ты проходишь мимо. Чтобы не потревожить тебя звуком. 

В какой-то день за территорией отеля была ярмарка. Это когда за три копейки ты можешь купить что-то необычное и вкусное. А так, в целом, группы скучающих девиц в квартале Гарапан, которые сделают тебе массаж (неинтересно) за полчаса. Совершенно захолустный зоопарк. И, в общем, ничего больше. 

Основные достопримечательности связаны с войной. Во время второй мировой американцы положили здесь то ли 30, то ли 40 тысяч японцев. А потом построили очень быстро (полтора года) аэродром, чтобы бомбить Хиросиму и Нагасаки. Большой, четырехполосный. Там даже памятник есть военным строителям. «Морские пчелы» называются. Сами америкосы потеряли, как обычно, около полутора тысяч. 

А японцы до сих пор считают острова чуть ли не своей территорией и ездят туда отдыхать, зацарапывая все американские пояснения около разных как бы достопримечательностей. Ну, например, утес самоубийц. Он есть на каждом острове. Когда остров захватывали американцы, японцы бросались вниз с самого высокого утеса. Кстати, и чаморры из солидарности с ними бросались вниз тоже. Теперь японцы к этим утесам после наступления сумерек не ездят. Вот так.
А на острове полно всяких мелких памятников, как бы о дружбе между народами. Фальшь полная. Как все складывается в этой жизни… Два месяца назад я проехал по Нью-Мексико мимо места, где 16 июля 1945 было произведено первое испытание ядерной бомбы «Тринити» (но об этой поездке в следующей истории), а 06 августа 1945 уже бомбили Хиросиму. 70 тысяч погибших при взрыве, 60 тысяч от лучевой болезни... 
Такие дела...
(Курт Воннегут). 
Cпасибо, 

Александр Кузнецов 
Август 2006 - 06 августа 2010. 

Островок Манагаха.

Островок Манагаха совсем небольшой и круглый. К нему подходят катерки разного размера и высаживают-забирают отдыхающих. 
Меня туда отвез бравый капитан-чаморр на желтом катере. На обратном пути он вместо того, чтобы идти быстрым ходом к отелю, начал кружить и что-то высматривать. Минуты через 3 он показал на дне метрах в 5 под водой маленький истребитель. 
"Американский?" - спросил я. "Нет. Японский", - ответил он. 
Я дал ему пару лишних долларов по прибытии. 

И остров Тиньян. 

На острове Тиньян живет полторы тысячи человек. Он совсем небольшой. До него можно добраться на пароме, а можно на самолетике за 15 минут. Конечно, был выбран самолетик. Собственно, это был первый самолетик, с которого начались все мои другие самолетики. 
При посадке меня что-то спросили, а я сначала не понял. Потом выяснилось, что меня спрашивали, сколько я вешу. Честно перевели мои килограммы в фунты. Я сначала не понял, зачем все это. Выяснилось, что они планируют загрузку самолетика багажом и людьми. 
Мне досталось место рядом с пилотом, американцем Ричмондом. Поскольку было душно, то мне до взлета выпала честь держать открытой дверцу, чтобы проветривать салон. 
Ричмонд раньше служил в ВВС, а потом остался здесь жить. Очень приятный молодой парень.
Мы стали выруливать на этой шестиместной сессне и я внимательно следил за действиями пилота. Вот тут-то я и понял, что все не так сложно. 
На самом острове есть один пустой пятизвездочный отель (говорят, что это тайваньская мафия отмывает деньги), несколько дорог, несколько отдыхающих, какие-то каменные фигуры древнее, чем на острове Пасхи. 
И заброшенный четырехполосный аэродром, с которого взлетали Б-29 с собранными тут же на острове атомными бомбами. При прилете я взял машину в местном рент-а-каре. И поехал...