Название звучит довольно пафосно… Я понимаю. 
Давно не выставлял своих рассказок. А нечего было выставлять – сидел дома в Москве, недавно только выехал за границу первый раз за полтора года.

Не хочу писать про пандемию, про изоляцию, про политику властей.
Всё это загадочные моменты.
В 2020 уехал, можно сказать, сбежал из очага эпидемии в Ломбардии, судя по анализам крови заболел (хотя никаких симптомов), потом через год привился и ходил спокойный, пока не заболел неожиданно по-настоящему с полной потерей нюха.
Фигня какая-то… Много вопросов. Достаточно процитировать Гарика Харламова из Комеди:
“…Передаются ли антитела половым путём?
Нужен ли QR code, чтобы поехать на рыбалку в Тулу?
Сколько месяцев можно носить одноразовую маску?
Нужно ли сдавать ПЦР, если я из РПЦ?
Можно ли ставить вакцину в плечо, на котором набит храм?...»
(Антиковидный комитет)

Но все-таки к Олимпу. Поскольку все шенгены кончились, я решил открыть какую-нибудь на будущее и выбрал Грецию. Почему бы под конец лета не вырваться к морю?
Визу мне дали короткую, система оповещения при этом в визовом центре сломалась, но так или иначе я оказался перед стойкой регистрации в Шереметьево. И меня отказались сажать в самолет…
Слава богу, удалось заполнить с телефона у ближайшей пустой стойки греческую онлайн-форму, и со второй попытки с потерей в полчаса я получил в руки посадочный талон. На греческой стороне достаточно было показать сертификат прививки.

И вот я на теплом берегу Салоников беру в прокат автомобиль на несколько дней. Беру, конечно, с полной страховкой, потому что прошлый автомобиль, который я брал в Греции, я расхерачил основательно. Это вторая история, которую я тоже расскажу.

Не могу сказать, что я так уж сильно готовился к восхождению на Олимп. Мне казалось, что это легкая прогулка: всего 2900 метров над уровнем моря, зайти и спуститься можно за день… фигня какая. Только ботинки купил новые: хорошие, желтые.
Но как мы знаем, горы не терпят разгильдяйства.
Отчасти моё легкомыслие было вызвано рассказами сына, как он 6 лет назад, можно сказать, забежал на гору, успев за день еще и доехать туда и обратно с Халкидиков.
Стартуешь не с нуля, а с 1200 метров, легкая прогулка в футболочке, 3 часа до вершины… Всё не совсем так.

Когда сын пошел на Олимп, я его немного потерял. Было это в 2015, когда у меня проходила конференция на Халкидиках.

Я потерял его из виду второй раз за 5 дней. Не то, чтобы я такой нервный, а он маленький и ходит со мной на веревочке. Нет. Взрослый сильный мужчина.
Просто мы договаривались, что он позвонит мне в номер, когда соберется ехать, а он не позвонил. Вернее, он звонил, но номер был не тот, а я, в принципе, не был уверен, что пойду с ним, – накануне было закрытие конференции и все изрядно выпили, включая меня. Точнее, во главе со мной.
Поэтому в 5 утра я был не готов отправляться в тяжелый путь. 
Но звонка не слышал. И стал проверять на всякий случай, ночевал ли он в отеле. Горничная сказала, что не ночевал – постель заправлена. Его машины на парковке не было, телефон не отвечал, и я обратился в службу отеля. Проверили даже в полиции, не было ли в регионе автоаварий за последние сутки…
Выяснилось потом, что сын ночевал, просто он заправляет постель лучше, чем горничная.
А телефон не работал, потому что у него была моя старая симка, и сам аппарат барахлил и не брал сигнал на Олимпе.
А аппарат барахлил, потому что он утопил его раньше в реке.
А я поднял кипиш, потому что уже случилось приключение 4 дня назад… Но по порядку.

4 дня назад я ехал на большой машине (Ситроен Пикасса, кажется), взятой в прокат, и вёз начальство из Министерства на конференцию, которая должна была начаться утром следующего дня. Было часов 8 вечера, уже темнело, когда я получил от сына смс о том, что он в лесу, дороги нет и он там останется до утра. Сначала я в расслабленном настроении как-то пропустил смысл смс, но доехав до отеля, почувствовал, что это непорядок.
Решил, что странно ночевать в лесу и что надо ребенка забрать.
Как выяснилось потом, он пошел от моря вверх по течению реки, лазая по скалам и думая, что вот-вот выйдет на дорогу. Но дорога все никак не появлялась. Начало темнеть, с одной стороны лес и кустарник, в темноте дороги не видно. С другой стороны быстрая река и очень крутой высокий и скользкий подъем метров 20. Тут-то он мне и написал.

Так выглядело русло реки ближе к морю.

Слава богу, у него работал GPS, и он сумел послать мне координаты точки. Поскольку дорог никаких там не было, привязок никаких, карта ничего не показывала, то я нашел в навигаторе функцию координат, вбил их и поехал по уже совсем темным лесным грунтовкам, пытаясь подобраться к нужной точке поближе. Все пока шло неплохо.
Я ехал вдоль русла реки, чтобы вы понимали, огней никаких, жилья поблизости нет, и в 2015 году сотовая связь была гораздо слабее развита.
Остановившись на максимально близком расстоянии (около 900 метров), я стал сигналить и светить фарами. Сын написал: «я тебя слышу, но дойти не могу: между нами бурный поток, скользкие скалы и очень темно. Попробуй подъехать с другой стороны реки». И я попробовал.
Я спустился обратно к шоссе, переехал через реку и начал подниматься в гору. Километра через 2 была какая-то ферма с козами и оливковыми деревьями, но потом дорога стала совсем заброшенная. Шириною всего метра 2,5, она шла по склону горы и уже заросла кустами и деревцами со стволами толщиной сантиметра 3, которые я гнул и ломал бампером. Под колесами пошли крупные острые камни, но мне уже было все равно. Время приближалось к полуночи, было очень темно и, главное, телефон сына перестал отвечать. Совсем. 
Я думал, что это из-за горы нет сигнала, что надо проехать еще немного, свернуть за следующий поворот, и упорно практически прорубался через подлесок.
Как потом я выяснил, это специальные просеки, которые прорубают пожарные на всякий случай, чтобы можно было подъехать к разным местам тушить горящие леса.
Я чувствовал, что уже порвал резину на колесах, но надеялся, что выйду на какую-нибудь дорогу в результате. 
Напрасно. Просека кончилась просто обрывом на склоне горы посреди леса.

Я вышел из машины. До нужной мне точки было по прямой километра полтора, не меньше. Передо мной лес, холмы. Взошла луна и осветила этот пейзаж. Красиво и драматично.
Телефон сына молчал. Что я мог сделать? Просто стал орать в ночь. Но без ответа.Я помню чувства, которые меня охватили в тот момент: с одной стороны, отчаяние и бессилие, с другой – какая-то мощная энергия, которой некуда было выплеснуться. Любое активное необдуманное действие сейчас могло стать опасным.

Я сел в машину и начал разворачиваться на узком месте. Я скользил в кустах туда-сюда на железных ободьях в темноте, пытаясь не съехать с крутого откоса, но развернулся.
Потом я ехал по каменистому серпантину обратно до дороги километра четыре. Я скользил на поворотах, машина управлялась плохо, но все-таки ехала. Я помню, что в то время понятие «автомобиль» в принципе было для меня не чем-то сокровенным, сакральным, как это принято было в Советском Союзе, да и сейчас еще проскальзывает такое отношение в наши дни, особенно у взрослого поколения. Тогда это был просто кусок железа, который я использовал для гораздо более важной миссии. Мне надо было найти сына.

Машину я оставил у шоссе на обочине, ехать на ней по асфальту километра 2 до отеля было нереально. До отеля я дошел пешком. Время – 2 часа ночи.
Спать я не мог. Я разбудил коллег, которым доверял, рассказал кратко ситуацию. Ясно было, что идти на поиски ночью бессмысленно и опасно. Поскольку утром начиналась конференция, которую я открывал, я попросил прикрыть меня, если что. И попробовал немного поспать.

В 5 утра еще в темноте я отправился на гору опять. Меня, конечно, потом грамотные люди отругали, что я отправился один, но тогда это было единственно правильное решение для меня.
Я вышел слишком рано и в темноте немного заплутал, но когда начало светать, уже вышел на проселок вдоль реки и дошел до того места, где был последний обмен смс. И вот я стою на высоком крутом берегу, подо мною река с перекатами и водопадиками, за ней овраг, покрытый лесом и кустарником и рассветной дымкой.
Что делать? Орать! И я стал орать. Крикну и прислушаюсь, крикну и прислушаюсь. И вдруг после второго крика я слышу тихий далекий ответ. Я хотел рвануть вниз, но было очень скользко, да и обзор с моей точки был гораздо лучше.
И вижу – идёт. Значит, перемещается. Это был мой второй выдох.
Я ждал где-то полчаса, пока сын дойдет до реки, переправится и залезет ко мне. Мы обнялись.
«Ну что, пап?» сказал он. «Поехали? Где машина?». Где-где? Ответить тебе остроумно и в рифму?

 Как выяснилось, после нашего смсенья он все-таки решил перебраться через реку, сорвался со скользкой мокрой скалы, разодрал руки, поцарапал спину, ударился затылком и ушел под воду по грудь. Слава богу, удалось выбраться, но телефон и GPS вышли из строя. Он пережидал ночь (ночевал), забравшись повыше по берегу где-то под кустом, и вышел мне навстречу, когда стало светло.

Мы подошли к отелю за 5 минут до начала конференции. Я очень быстро помылся, побрился, оделся в белый костюм и пошел открывать мероприятие. И вел его до полудня. После этого я вышел к бассейну, прилег слегка на шезлонг и вырубился. Проснулся от того, что пошел дождь.

После обеда я разбирался с прокатом. Как оказалось, утром владелец прокатного бюро ехал по дороге и увидел свою машину разбитой и припаркованной у дороги.
Прокатчики оказались нормальными ребятами - грузинские греки, переехавшие после распада СССР на Халкидики. Конечно, они мне говорили, что надо было звонить по телефону срочной помощи, машину оставить, если заблудился… Я не смог им объяснить, что мне было не до их машины в тот момент.
Да, и кстати, чтобы вы знали, страховка вообще не работает, даже полная. Она работает, только если вы ездили по асфальту, ничего не нарушали, никуда не съезжали, а если что случилось, сразу звонили в прокат и/или в сервис.

Сама конференция была довольно непростая, нервная. Мы накатили по случаю завершения, а тут опять сына нет… Я понимаю, что это уже невроз, но что делать?
Сын прислал смс с Олимпа, когда уже шел вниз. А я как раз ехал с парнем из проката в ремонт в Салоники, чтобы осмотреть машину.
Парень только меня спросил: «Что? Опять потеряли?». Я не стал углубляться в объяснения.
Про машину точно не помню, но много всего было: диски, днище с датчиками, оба порога на выброс, рулевая, резина, конечно. Они мне поверили (хоть и приезжали в аэропорт к моему вылету проверить), ну и я потихоньку им все выплатил месяца за три. Часть ремонта они взяли на себя, сказали, что машинка уже не новая была. Хорошие ребята.
Вот такая история приключилась.

 Ну и возвращаясь в наши дни, по рассказам сына я понял, что наверх на Олимп от парковки идти часа 3, а ехать надо куда-то между городами Ларисса и Катерина.

Совершено случайно я забронировал отельчик в городке ЛитОхоро (ударение на первое О). У берега было дороговато и как-то либо скучновато на пустынном берегу, либо скученно в курортном поселке. 
А городок оказался очень милым, и, как выяснилось уже на месте, тропа на вершину начинается прямо в нем, вверх по течению речушки. В следующий раз начну восхождение прямо из поселка. Пеший маршрут до Прионии из Литохоро где-то километров 8. А ехать по дороге до Прионии (парковки в лесу) 18 километров. Но на машине, конечно, быстрее.

С балкона номера наслаждаюсь видом на Олимп. Вроде бы недалеко.

Вот так понятнее будет.


Маршрутов на самом деле несколько, в Литохоро начинается желтый.
Все это я узнал за день до восхождения в информационном центре на окраине городка. «Маршрут вверх от парковки займет 5,5-6 часов» - сказала тетенька из центра. «Три часа до приюта и столько же до вершины».
«А вниз три часа?» - робко спросил я. «Пять» был ответ.
Так, выходить надо пораньше…

Итак, паркуюсь в Приониа на самом рассвете. В темноте видно шлагбаум, постройка какая-то (потом оказалось, что это закусочная), большой бетонный туалет.
Маршрут начинается широкой лесной тропой, рядом водопадик, мостик через речку. Очень красиво.
Довольно долго тропа идет по лесу, потихоньку сужаясь, лес очень красив и приятен.
Дорога не тяжелая, вверх идет полого. По мере подъема меняются растительность и рельеф. В целом вы поднимаетесь вдоль русла горных ручьев по извилистой тропе. Высокий лес не заканчивается практически до лагеря (приюта) на высоте 2 тысяч метров. Сначала было очень тихо и спокойно, даже не было мух.


Потом меня стали обгонять молодые ребята: местные, итальянцы. Ближе к полудню солнце поднимается выше, становится жарко и появляются мухи в основном, по-моему, из-за лошадиного навоза на тропе. А что делать? Транспортное средство доставки продуктов и других товаров в лагерь – это лошадки. Лучше, чем на себе тащить.

Я тащу с собой рюкзак с техникой и даже штатив в надежде сделать какие-то примечательные кадры. Но похоже, я просто использую рюкзак как утяжеление для физической тренировки. Ничего примечательного в результате я не снял.

На приюте уже довольно прохладно, дует ветерок, высота 2000. Хорошо, что я совершенно случайно в последний момент взял с собою легкий свитер. Пригодился.

Приют довольно большой. Столовка из нескольких залов и много места вокруг для установки палаток. Я понимаю, что тот, кто пойдет этим маршрутом, скорее всего, наплюёт на мои слова, но я все равно посоветую: запланируйте ночевку в этом месте. Так будет спокойнее и приятнее вам самим.

Приют - хорошее место для перекуса и небольшого отдыха. Кстати, там я видел, помимо туалетов, и постирочную с сушкой.
Можно еду заказать и на месте, люди ели какую-то лапшу, но была очень большая очередь на ресепшн, чтобы заказать еду и даже питьё. Быстрее поесть своё. У меня с собой, помимо воды, был сыр, чипсы и концентрированное молоко. Я его очень люблю, мне кажется, что это эликсир жизни. Два раза в жизни я помню, что был на грани заболевания, а банка молока спасла меня. Один раз в стройотряде в Хакасии от резкого перехода к сильной физической нагрузке мне поплохело. Я выпил на ночь банку молока, а утром был огурцом. А второй раз в военных лагерях после окончания института. Мы были на сборах в Одессе с марта по май, и еще в марте я почти простудился. Надо сказать, что я выпил банку на ночь в казарме под одеялом (чтобы не делиться). И мне тоже помогло.

После приюта еще метров 400 вверх тропа петляет зигзагом среди кустов. А потом выходит на длинный тягун по краю обрыва. И так почти до самой вершины. Вернее, до одной из вершин - Сколио. А до второй – Митикас - надо еще карабкаться.

После поворота растительности уже совсем немного. Так, колючки какие-то и камень колотый под ногами. Парят в небе птицы и бегают вдалеке какие-то горные козлы. Ну и люди идут по тропе. Довольно много. Было воскресенье и, видимо, отдыхающих было много.
Мне понравился этот путь своей повторимостью. Я много раз оказывался на таком маршруте, где тебе надо просто идти равномерно и почти прямолинейно слегка в гору. Не переживая, не торопясь и не ускоряя шаг. Идешь себе тихонечко, идешь, и фигурки или скалы, которые казались очень высоко и очень далеко, постепенно приближаются. И вот ты уже рядом с ними.
Я вспомнил Килиманджаро, последний день (вернее, ночь) восхождения. Ты также идешь едва-едва, видишь все время впереди себя и очень высоко какие-то огни, думаешь, что никогда не дойти, а потом все-таки хлоп, и ты наверху.Забегая вперед, хочу дать совет тем, кто собрался на Килиманджаро, но еще не имеет опыта трекинга в горах. Сходите на Олимп. Просто чтобы почувствовать себя.Все почти то же самое, но только это восхождение надо перенести на три тысячи метров выше. А так очень похоже. Единственное, эти три тысячи, забрав кислород из атмосферы, добавят вам переживаний и трудностей.
Еще я иногда меряю трудность маршрута частотой и амплитудой мысли: «Что я тут делаю?! Зачем я сюда забрался?!». Чем сложнее маршрут, тем чаще ты себе это повторяешь. На Олимпе эта мысль только один раз прошла по касательной мимо моего мозга.

По дороге встречаешь разных людей: и спортсменов (эти всё делают бегом и одеты более накрученно), и обычных людей. Кстати, много украинцев. И не только на горе, машин много с номерами. Им же недалеко – через Румынию с Болгарией проехал, и тут. Я-то, судя по нашему ТВ, думал, что у них даже денег нет на бензин, не то что на машину. Ан нет, нормально себя чувствуют и перемещаются по Европе. И говорят в основном по-русски. Встретилась пара молодых очень симпатичных ребят: он в костюме Зевса, а она тоже в чем-то греческом. Как высоко они забрались, не знаю.

Тропа доходит до гребня обрыва в точке Скала – где-то на высоте 2800 с чем-то метров – и тут расходится. Вправо – вершина Митикас 2917 м, влево – Сколио 2911 метров.
Митикас был не виден, и решил сначала сходить на Сколио. Там столбик и книга на железной цепочке в железном коробе – можешь записать себя.

А вот на Митикас надо карабкаться. Я подошел на Скала к каким-то ребятам и спросил, как и что. Те ответили, что если нет страха высоты, то можешь сходить, а мы не пойдем.
Действительно, надо карабкаться. Весь путь не виден, но круто вверх. Тут стали спускаться люди из облака со страховочными веревками, в шлемах, в обвязках с карабинами. Я стал взвешивать: на одну чашу - понты и желание закрыть вопрос, забравшись еще на 6 метров выше, чем я был, на другой - усталость от 6-часового похода после сидения на пандемии, скользкие скалы, то, что все встречные говорили, что сегодня на Митикас лучше не ходить, и возраст, наконец…


Короче, я не стал рисковать. Уж простите.Вот тут-то я и решил, что если бы переночевать в приюте, то ты бодрый, с утра на месте, и вперед - карабкайся.

 Пошел я, в общем, вниз.


 Дорога вниз действительно не на 3 часа. Правда, мимо меня пробежало несколько человек, но остальные шли спокойно. К концу, несмотря на то, что дорожка очень милая, ты идешь очень медленно, ощущая каждую ступеньку. Как известно, при спуске работают другие мышцы, чем на подъеме, и тут я их прочувствовал все. Здесь я очень жалел, причем с самого верха, что не взял с собой палки, – очень бы пригодились. Для тех, кто не знает, у тебя появляется еще одна опора, твой вес распределяется еще и на руки, легче соблюдать баланс, не так устают ноги и колени. Берите палки!
Шляпу возьмите, ботинки походные удобные, флису легкую, дождевик на всякий случай легкий, фонарик всегда лучше взять с собой, даже если у вас в телефоне есть (телефон для другого). В общем, посерьёзней отнеситесь. Как-то так.

Я понял, что устал, когда сел в машину, снял ее с ручника, и вдруг увидел, как все машины вокруг поехали назад. Сознание немного отключилось – это я ехал назад и чуть не врезался в припаркованный автомобиль. При выключенном двигателе тормоз очень тугой.

Домой приехал уже затемно совсем. В номер поднялся на лифте (мне было не до лестниц сегодня). Есть не хотелось – я реально устал, колени отваливались, и еще сгорели икры. Вроде бы ветерок на горе и не жарко, но солнце жарит мощно, и высота, сами понимаете, – ультрафиолет проходит.

У меня было еще полтора дня до вылета, и я провел их на уютном пляже около горы в Пантелеймоне. Купался, читал книгу, готовясь к конференции, ел рыбу в местном ресторанчике на пляже… мечта!
Да, еще съездил вечерком к Прионии, поскольку не успел зайти в старый, но восстановленный монастырь и в пещеру к роднику со святой водой, где и ночевал сначала в шестнадцатом веке Святой Дионисий, который потом построил рядом этот монастырь, названный его именем.

Как резюме, я вам очень советую сходить на Олимп. Да, немножко тяжело, но очень красиво и приятно. Еще раз повторюсь, что можете стартовать прямо из Литохоро и в первый день подняться до приюта. Если место не зарезервировали заранее, возьмите палатку с собой. На второй день подниметесь и спокойно спуститесь по очень красивому лесу. Просто если вы не супер-спортсмен, то удовольствие смажете, пытаяь пройти весь путь за день - и устанете сверх меры и не полностью насладитесь красотою природы.

Давайте еще про книги напишу (я иногда в конце рассказок рекомендую что-нибудь):
“Эгоистичный ген” Ричарда Докинза и “Биология Добра и Зла” Роберта Сапольски.
Книги – не оторвешься!

Хорошего вам дня!

С уважением,
Александр Кузнецов