Добрый день, дорогие читатели. 

Давно ничего не писал, потому что был занят переносом сайта на новую платформу и дизайн (см. Материалы «О проекте Q»). 
Не могу сказать, что совершил новое полноценное путешествие по дальним странам и необычным местам, но кое-какой материал все-таки подобрался. 

Эта рассказка сконцентрирована именно на фотографиях, а не на путешествиях. 

Теперь я умею снимать по другому. 
Если вы смотрели мои предыдущие рассказки, то должны понимать – я люблю фотографировать пейзажи. И вот я все фотографировал и фотографировал, смотрел, что получается, смотрел… 
И понял, что мне встречаются в интернете и в альбомах пейзажи принципиально другого качества и вида. 

Я начал с того, что прочел пару-тройку книг по фотографии, посмотрел различные комментарии и понял, что надо учиться. 
Я позвонил в несколько фотографических студий с целью найти тур или фотографа, с которым можно поговорить, обсудить и посоветоваться. Вскоре я понял, что в нашей необъятной стране найти подходящего человека сложно. Либо это портретный специалист студийной съемки, либо это курс для совсем начинающих, либо это группа, которая едет в неудобное время и в неудобном направлении. 

Но друзья не оставят в беде! 

Мне подарили на день рождения тур с известным человеком – фотографом из Англии (именно из Англии) – Джереми Уокером
Сначала была попытка договориться с Ли Фростом, книги которого я прочел, и из которых я узнал, что есть три необходимых составляющих: штатив, ракурс и фильтр. Но он на связь не вышел. 
А с Джереми получилось все хорошо: заранее договариваешься какие дни, сколько стоит, бронируешь гостиницу и вперед. 

Мне очень нравится новая культура подарков, которая образовалась у нас несколько лет назад. Раньше была пытка – подарить что-то полезное, но не очень дорогое, да еще то, чего в магазине не найти. И приходилось брать то, что есть. Сейчас люди так или иначе покупают себе все сами и институт дарения подарков постепенно себя изжил (по крайней, мере в нашей семье). Однако остаются еще яркие неожиданности, такие как билет на мужской финал Уимблдона (я еще не рассказывал), или полчаса полета на спортивном самолете с фигурами высшего пилотажа (уже рассказывал), ну, или воркшоп с фотографом на уикенд. 

В результате у меня было 3 рассвета и 2 заката в самом начале апреля. Мое личное мнение, что такие курсы дают сильнейший толчок в совершенствовании техники съемки.

Готовясь к воркшопу, я набрал всяких объективов, взял все свои тушки, но все оказалось не нужным. Нужно: один штатив (хороший и с хорошей головой), один объектив (можно штатный) и фильтры. 

Надо сказать, что курсы были интересны не только фотографией а вообще пониманием, как живет английский человек, особенно профессиональный фотограф. Ты проводишь с ним двое суток, перемещаясь в его машине, обедая (на ужин не хватало сил и времени), идя пешком на место съемки и разбирая днем результаты своих усилий. 

Надо сказать, что мужик отработал все по-честному. Он рассказывал, показывал, объяснял все, что было нужно или интересно вам. Во время дневных «разборок полетов» он заодно рассказал, как он вообще зарабатывает на жизнь и как этот заработок видоизменялся с течением времени. 
Например, раньше профессиональный фотограф работал на агентство, и агентство платило ему хорошие деньги. Теперь агентство предпочитает брать фотографии любителей (всегда можно найти жемчужину в куче навоза). Любителю это престижно, а агентству не надо ничего платить. 

Вообще были интересны особенности сельской жизни, тем более, что съемки происходили близко к танковому полигону. Дороги во время учений перекрываются, чтобы рикошетом не повредили проезжающие машины и людей. В долине стоят разбитые старые танки. Интересно, в общем. 
Или, например, отношение к животным, – зайцам, косулям, лосям или кабанам – которые пересекают дорогу. Если вы сбили животное насмерть, вы не можете его забрать, потому что это будет выглядеть как охота. А тот, кто едет за вами, вполне может тушку погрузить на свою машину и дома съесть. 
Или то, что англичане держат себя гораздо выше шотландцев и уэлшей. Шотландцы и уелши - листья под ногами, а англичане все лорды. 
То, что в городке Портланд живут фрики – люди угрюмые, депрессивные, мрачные, с большим процентом самоубийств, но почему-то из этого региона не уезжают. 
И то, как на закрытой территории руины одной деревни превращены в мемориал. На всех останках каменных и кирпичных стен висят ламинированные фотографии начала двадцатого века, на которых изображена эта деревня, ее жители, дети, и фотографии этих детей через 50-60 лет. Очень просто и очень трогательно. 

Как зарабатывать на фотографиях в стоках – это отдельная история. Я про это пока рассказывать не буду, потому что у меня уже родилась идея создать и раскрутить такой сток. Есть, конечно, опасения, что в нашей стране никто не готов платить за авторское право фотографий, но будем работать в этом направлении. В конце концов, фотография не имеет языковых и пограничных барьеров. 

В этом районе западнее Саутхэмптона есть несколько мест, которые фотографируют все: развалины римского замка Корфу, скала с дыркой – Durdle door. Я спросил у Джереми, что такое Durdle. Он не знал, но на следующий день выяснил – по-староанглийски это «просверленная дырка». 
Все фотографируют эти места – на рассвете вы можете встретить до десяти фотографов, которые расставили штативы и ловят утренний свет в свои фильтрованные линзы. 

Джереми научил меня разным мелким хитростям, про которые нигде не написано, но они очень полезны. Например, после сборов после съемки оглядеть место, где вы работали. Он признался, что находит много вещей – от крышек объективов и фильтров до целых штативов. 

Отдельного внимания достойна гостиница, в которой я жил. Джереми с самого начала посоветовал ее. Немного дороговато, но настоящие английские традиции. И я почувствовал. Постройки более чем вековой давности через стену от церкви и кладбища. На шпиле церкви изображение рыбы, которая является символом Христа. Кстати, креста там нет. 
Кухня великолепная. Дворецкий отличается худобой, длинным носом и удивительно приятным занудством. Надо послушать, как он на классическом английском объясняет, как надо в 5 утра открывать дверь. Или как он рекомендует сэндвичи на ланч. Песня. 
Контингент – очень пожилые и очень опрятные пары англичан. И к тому же очень приветливые. У меня родилась не совсем хорошая идея, что они приезжают сюда перед смертью, и в последние минуты жизни карабкаются через стену на кладбище, чтобы похорониться в намоленном месте. Ну знаете, как в Иерусалиме место на кладбище у рощи стоит десятки тысяч долларов США, потому что когда придет Мессия, похороненные здесь первыми предстанут перед судией в судный день, чтобы (надеются) отправиться в рай. 

Джереми, кстати, рассказал, что однажды ему предлагали хороший дом для жизни, но там за каменным забором было кладбище. Причем уровень земли на территории кладбища был на полтора метра выше, чем на территории дома. Он отказался. Он представил себе, как покойники ночью ползают, скребутся в стену и стучат в стену «тук-тук», и отказался. 

Но воркшоп закончен. Хочется фотографировать и спать. Кстати, летом фотографу тяжело: только отснял закат, а уже пора собираться на рассвет. Зимой хоть можно поспать. 

Получив порцию знаний и перейдя полностью на ручной режим съемки – буква «М» в вашем фотоаппарате, (кстати, вы знаете, что режимы на камере, обозначенные всякими картинками – горы, портрет, цветочек для макро итд – называются режимами для идиотов?), я задумался. Теперь уже тяжело выйти на съемку без градиентного фильтра. Приобретая что либо, вы всегда что-то теряете. В данном случае – легкость. После этого я был мимолетно на севере Шотландии, в Таррагоне (Испания) и, наконец, в Судаке (Крым) и везде пытался использовать ту же технологию, у которой ключевыми являются движущиеся объекты. Вот посмотрите, что получается – собственно, это и есть название рассказки. 

Это графство Дорсет.

Это несколько крымских фотографий.

Это пара-тройка дней в Шотландии при ужасной для фотографа погоде, но все равно замечательных.

А это сьемка прибоя в Испании. В принципе, такие снимки можно сделать где угодно - были бы камни и вода.

Это минимум репортажа.

В довершение я, как обычно, хочу поделиться новыми знаниями или впечатлениями. Я не помню, упоминал ли я в своих рассказках группу НОМ (Неформальное объединение молодежи – кстати, найдите в интернете ее клип «7%» - мне очень нравится). Иван Турист, Александр Ливер вам не знакомы? Вы, может быть, и фильм «Пасека» не смотрели? 
И с творчеством Федула Жадного, может быть, вы тоже не знакомы? После того, как я впечатлился творчеством художника Николая Копейкина (тоже посмотрите его «Девочка на шаре», «Дети капитана Гранта», «Мама мыла раму» и всю серию про Пушкина), мой сын прислал мне ссылки на клип Федула Жадного «Овощ». Мне очень понравилось. 
В результате мы с сыном пошли на концерт Федула в О.Г.И. Я, конечно, с Федулом, (которого зовут Павел), познакомился и поговорил. Приобрел у него диски и сборник стихов, чтобы поддержать артиста.

Фразы типа «Идти абсолютно трезвым с женщиной на сближение – это, на самом деле, великое достижение» проникают мне глубоко в душу. 
Если вы послушаете его творчество, то скорее всего испытаете смешанные чувства, и не совсем позитивные, но я вам расскажу как я 30 лет назад был на концерте в кинотеатре «Мир» на цветном. В первом отделении Армен Григорян с группой «Крематорий» был на разогреве, а во втором отделении был совершенно сумасшедший, беззубый, с редкими прядями длинных волос на облысевшей голове Петр Мамонов с группой «Звуки Му», который гениально пел про сизого голубя и про «все, что я в тебя втыкал, все стало вдруг зеленым». Или, например, песня про Крым, которую я каждый раз вспоминаю в Судаке: «Жарко, в будке, потный, стою… вышли мне денег…». А сейчас это великий артист, который играет богоугодных старцев на фоне северных пейзажей. Так что, не судите опрометчиво.

Вот вам стих Федула Жадного. 
"Инструкция к ЗИС. 

К левому кожуху полуоси 
Приварен верхний рычаг. 
Детали шарнира полуоси - 
Вилка, а также кулак. 

Замочный штифт на обеих вилках 
Имеет четыре канавки. 
Центральный шарик имеет лыску, 
При сборке шарнира на траке. 

Углы наклона осей шкворней 
Имеют разность размеров. 
Зазор допускается между углами От трех до пяти миллиметров. 

Как рычаги, так и кронштейн, 
Работают на шестернях. 
Фланец цапфы, где есть резьба, 
Плотно зажат в пазах. 

Развальцован в отверстии колеса 
Конец рулевого вала, 
Имея в ступице рычага 
Кнопку электросигнала. 

Ведомая шестерня от перегрузок 
Ложится торцом на пластину. 
Согласно графику карты смазок - 
Нужно менять пружину! "

Я был очень удивлен, когда на мой вопрос о том, что ему взять в баре, Павел попросил сока. 
Потом он рассказал, что год назад чуть не умер и после этого поменял свою жизнь (это, кстати, многих стимулирует). Но как же ему тяжело исполнять его выстраданный репертуар «абсолютно трезвым»… 

Если уже говорить о трезвости, то Шотландия – это удивительная страна. Там бухие все. И это связано не с обилием вискокурен, (первая в мире по продажам – Glenfiddich, потом Glenlivet, а только потом Glenmorangie), а просто с отношением к жизни. Люди, пытающиеся построить бизнес в этом регионе, жаловались, что работников найти невозможно. Зачем работать, если и так все хорошо? 

В субботу вечером в маленьком городке были пьяные все: и мужчины в очереди за китайской едой, и посетители бара и хозяйка гостиницы Джейн Кемпбелл пятидесяти лет отроду, которую бросил муж, уйдя к двадцатилетней. Кстати, Джейн очень симпатичная тетка. Рассказала историю о том, как она приехала работать в Сити (Лондон) и говорила по-английски так, что ей приходилось коллегам писать на бумаге, что она имеет в виду. А мы тут комплексуем, что нас не понимают… 

Ну, все. Сижу в баре "Бобби Дазлер" рядом с домом. Народ прибывает, писать уже невозможно. 

До скорого. 

Искренне, 

Александр Кузнецов 
Апрель-июнь 2012