КАНЬОНЫ. ЮГО-ЗАПАД США. 

Добрый день, дорогие друзья, знакомые и незнакомые мне люди. Вернувшись из очередного отпуска, решил наконец написать о своем путешествии в Интернете.

Вернее, не вернувшись решил, а еще там, в путешествии, решил. Причиной моего решения явились несколько моментов. Во-первых, я люблю сам читать о путешествиях на разных сайтах, во-вторых, немного надоедает рассказывать одно и то же своим друзьям и знакомым после возвращения, в-третьих, описание района, в котором я был, не часто встречается в интернете, ну и в-четвертых, поводом, как ни странно, явилось приобретение мной недавно, наконец, цифрового аппарата CANON 350D. Печатать огромное количество снимков дорого и ни к чему, а просмотр на экране компьютера вполне может заменить страница в Интернете, и я могу рассказать и передать свои впечатления, таким образом, гораздо большему количеству людей. Кстати, о снимках. Цифровой CANON я купил вдобавок к существующему у меня стандартному народному аппарату CANON 300V. И снимки делал на тот и на другой. Да еще меняя объективы. Я не профессионал, снимки все любительские, было много брака. И на официальных сайтах вы найдете гораздо более качественные изображения, но у моих снимков есть одно бесспорное преимущество - их делал я.

Итак, где же я был? Целью моего путешествия были американские каньоны, север Аризоны и юг Юты. Сначала я наметил три основных места, но потом в процессе путешествия наметились еще несколько примечательных точек. Сразу скажу, что путешествие мое самостоятельное, агентства и привязку к месту я, как и все нормальные люди, не люблю. Люблю путешествовать на автомобиле, честно сказать, и когда я еду по свободным хорошим дорогам на приличной скорости до какого-то пункта, то ветер продувает мои мозги, от чего, собственно, они и прочищаются. До окончания трехгодичной визы у меня оставалось несколько месяцев, поэтому проблем с оформлением не было. Я просто купил билеты на Дельту (сейчас, когда я пишу эти строки, Дельта уже разорилась. Как все быстро в этом мире...) и через интернет заказал машину и гостиницу по прилету. Теперь немного предыстории.

В Америку я попал первый раз в 1998 году. Я менял себе заграничный паспорт в то время и в конторе, которая мне его сделала, увидел предложение о получении американской визы. Мечта проехать по Америке была с детства, и тут я решил как-то спонтанно ее реализовать. Собрал кучу документов, включая копию прав и свидетельства регистрации на автомашину, и отдал в эту контору, после чего через несколько недель получил визу на себя и на сына. Купил билеты на самолет, заказал машину в Чикаго и Сан-Франциско - и все. После этого мы на 3 недели с сыном в Америке исчезли. Семь лет назад никто еще небоскребов не взрывал, сотовые телефоны наши там не работали, визу давали без собеседования, в общем, все было проще. Мы тогда проехали из Чикаго (билет стоил 450 долларов из Москвы и обратно) до Майами с заездом на Ниагару и штат Мэйн (кстати, только тогда узнал, что Ниагара в США и Канаде, а не в Африке) и по всему восточному побережью. А потом перелетели в Cан-Франциско и проехали по южной Калифорнии через Лас-Вегас до Гранд Каньона. А дальше уже сил не хватило. Детали этой поездки - отдельная история. Без знакомых, со слабым языком, с опытом вождения только по Европе (и России, конечно) мы все-таки справились. Проблем было много, от пересечения границы в Нью-Йорке, до поиска своей машины в Чикаго, но все они были довольно мелкие. После той поездки я еще несколько раз бывал на восточном побережье, много ездил, так что в этот раз все было просто и понятно. Сразу хочу сказать, что никакого экстрима или невероятных приключений в этом путешествии не было. Понимая, что добираться до Лос-Анджелеса из Москвы через Нью-Йорк будет тяжеловато (все заняло от двери дома до двери гостиницы ровно 24 часа с учетом границы, стыковки и задержки вылета из Нью-Йорка на 2 часа), я заказал машину только на следующий день. Надо сказать, что компания Дельта подстроила подлянку - запретила пить на борту из своей тары. Т.е. вы выпить можете купив ма-аленькую бутылочку вискарика (50 мл) за 5 баксов на борту. И то два раза. И все. Я купил одну для отвода глаз, а потом, будучи предупрежденным, пил из своих припасенных и замаскированных запасов всю дорогу. Несмотря на то, что я много летаю, я считаю, что лететь 10 часов на высоте 10 тысяч метров для человека противоестественно и организм надо успокаивать и расслаблять. С другой стороны, если вы летали чартером каких-нибудь Мухосранских авиалиний на отдых, то знаете, что минимум полсамолета всегда пьяны, а некоторые обязательно буйные. Если Вы не входите в их число, то это довольно противно, когда рядом кто-то подрался или уснул и пускает газы, а хуже того блюет. Так что непонятно, что лучше. Ну так вот, пройдя, как острый нож через теплый маргарин, границу (ответив как обычно на пару дурацких вопросов) и таможню, я пожрал в рыгаловке, выпил еще и сел в длиннющий самолет компании Song, как я понял, Дельтиной дочки. Вот он салон.

img 0000

Самолет простоял перед взлетом 2 часа, но я все равно всю дорогу проспал.

Как я уже говорил, некоторые моменты путешествия я продумал, например, машину по прилете не брал, понимая, что после перелета с похмелья, в ночном огромном Лос-Анджелесе искать свою гостиницу мне будет в лом. Доехали на такси и спать. Машину взял в агентстве на следующее утро, заказывал из Москвы через интернет, подешевле и к гостинице поближе, и чтобы в воскресенье работал офис. В общем AVIS. Машина досталась Chevrolet Classic. Хорошая большая, серебряная. Вообще в Америке лучше всегда машину на класс поменьше заказывать, все равно дадут побольше за те же деньги. У них с маленькими проблемы. Следующие два дня отсыпался, купался, ел. Съездил только в Сан-Диего и зря. Во-первых, там ничего интересного, на мой взгляд, нет. Пара снимков внизу.  

Только посмотрел границу с уже мексиканской Тихуаной, городом с той стороны. Тихуана пользуется репутацией веселого городка: наркотики, выпивка без ограничений и т.д. Молодые американцы ездят туда отрываться. Сам город разросся, но граница серьезная - вся в колючей проволоке. Обратно было ехать тяжело, спал за рулем всю дорогу, одним глазом стараясь иногда понять, где сворачивать. Благо, манера езды американцев и качество дорог позволяют ехать в таком виде.

Как я уже говорил, в ЛА я спал, ел и купался. Купался в тихом океане на пляже Санта-Моники и Малибу. По моему глубокому убеждению, сериал "Спасатели Малибу" снимали в Санта-Монике. Я сериал не смотрел, но помню пляжи шириной в пару сотен метров и очень длинные. Они такие в Санта-Монике, а в Малибу пляжи гораздо меньше и уже, но уютней. Там живут пеликаны, и их болото охраняется как заповедник.

Сам большой Лос-Анджелес состоит из массы городков, сросшихся друг с другом. Город, на мой взгляд, неинтересный. Даунтаун как везде, пейзаж непривлекательный, историческая часть, как она должна быть в нашем европейском представлении, отсутствует. Все ездят в качестве достопримечательности поближе к Hollywood sign (Это надпись огромными буквами "HOLLYWOOD" на горе). Кстати, захотите подъехать поближе, езжайте по Beachwood road до конца, а на самой горе надо будет пройтись немного.

В этот приезд обнаружил поселение русских евреев в Западном Голливуде, прямо как на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Полно магазинов с вывесками на русском языке и вообще. И посмотрел на Mulholland drive. Улица, давшая название потрясающему, на мой взгляд, фильму Дэвида Линча. Оказалась длиннющая дорога, идущая по холмам параллельно океану, но далеко от него. Короче, через пару дней поехал наконец на восток в северную Аризону, на Гранд-Каньон. Решил начать с него. С остановкой по дороге в Лас-Вегасе, конечно. Крюк небольшой, но город забавный. Про него много написано и рассказано. По-моему, все правда. За одну ночь много не увидишь, но город стоит посмотреть. Тем более, все гостиницы дотируются казино, которое находится в каждой из них, поэтому очень приличные номера стоят очень дешево. В тот вечер поиграл немного в рулетку. И, несмотря на желание спать, выиграл на Zero и потом понемногу. В результате ушел спать с бОльшим количеством денег, чем пришел. Это меня удивило, хотя выиграл немного, ставки были небольшие. Несколько снимков все-таки сделал, вот они.

По приезде в Лас-Вегас, кстати, позвонил приятелям в Вашингтон и они сказали: "А, вы в Лас-Вегасе? Поедите в Долину смерти?". Это и стало первым национальным парком, в который я заехал. Сухая долина в двух часах езды от Лас-Вегаса на север. Находится на границе Невады и Калифорнии. По дороге остановился и сделал, на мой взгляд, несколько типичных видов пустыни Невады. Просторы, конечно...

Дороги - супер. Долина оказалась здоровая. На ее южном краю нашел мотельчик, сделанный из бывшей постройки работавшей здесь горнодобывающей компании. Там есть холодные напитки, туалет и приятная пара в возрасте, которая этот мотельчик содержит. Кто-то там даже живет, охотиться приезжают на кого-то и долину посмотреть. Первая точка осмотра Забрийски пойнт, но я до нее не доехал, вылез из машины, залез на песчанные холмы и сделал несколько снимков, далее снимки со смотровой площадки Забрийски пойнт. Кстати, Забрийски - это мужик, который эту точку нашел.

После этого, обогнув гряду, едешь около 30 миль к месту Плохая Вода "Badwater". Место знаменито тем, что это самая низкая точка Америки - 82 метра ниже уровня моря. Вода там действительно плохая. Очень соленая. И ее очень мало. Пока едешь по долине, кажется, что по краю течет река, так это не так. Не река это, соль одна. Панораму на фото видно. Обязательно сверните на Devil's golf course (дьявольский гольф). Въезжаешь на машине прямо в соль. Вот она дорога, а вот соль, такие холмики острые высотой сантиметров 30. Долина и правда похожа на смертельную, жара тяжелая, не растет почти ничего и соль эта...

Наверное, это было самое жаркое место во всей поездке. Солнце гвоздит прямо и душно очень. Хотя, честно говоря, Мертвое море в Израиле пониже будет метров на 400, и там действительно море, а здесь несколько луж соляных. Но это я уже так просто, для сравнения.

Сделав круг миль в 200 и проехав опять через Лас-Вегас, отправился наконец к Гранд-Каньону. По дороге проезжаешь через дамбу Hoover Dam. Ее сейчас перестраивают, движение ограничено. Но не очень интересно. Если кто видел Саяно-Шушенскую ГЭС, то может смело мимо проезжать. Вообще американцы в этом деле молодцы. Если хоть что-то интересное есть, то они это раскрутят, разрекламируют, людей привлекут... деньги заработают. В каждом месте поездки, в каждом каньоне сделано так, что человек может отдохнуть неделю влегкую. И экскурсии и прогулки, обязательный Visitor Center, отели-мотели всякие прямо внутри, маршруты пешие, конные, рафтинг, самолеты-вертолеты и т.д. Конечно, для нас неделя - это очень много, если из Москвы лететь, но день-два-три вполне можно провести. Я, конечно, такого себе позволить не мог, как обычно, хотелось посмотреть побольше. До Гранд-Каньона не доехал миль 80. Во-первых, темно стало, а во-вторых, нерентабельно. Отели вблизи каньонов или внутри них дорогие очень. А 80 миль совсем немного по их меркам. Остановился в городе Willians. Там, по-моему, одни мотели. Приличный номер. Поесть, выпить, поспать и утром на Южный берег (Southern Rim). Вперед!

Южный берег - это единственное место, которое мы посетили с сыном 7 лет назад. Помню, как тогда дух захватило при виде каньона. Там ведь не горы, там долина. Едем по лесу, едем, свернули еще не туда. И вдруг! В разрыве кустов и деревьев увидели щель огромную в земле. Тут же из машины выскочили и к краю. Сейчас я был готов, но все равно дух захватывает.

Кратко о въезде, почти во все национальные парки, национальные леса и заповедники въезд платный, но можно и бесплатно проникнуть, если знаешь. Раскрученные парки подороже. Гранд-Каньон, например, 20 баксов с обычной машины. И потом 7 дней въезжай-выезжай как хочешь. Так везде, но цена может быть 10 баксов, например. Лучше, как я понимаю, купить билет National Park за 50 баксов, на третьем-четвертом каньоне уже становится выгоднее. Так вот, в Гранд-Каньон очередь была с южного входа, но все терпимо по времени. Нашел парковку просто у дороги и оставил машину. Внутри многих парков, ходит шатл бесплатный, ходит правда медленно. И ездит по своим остановкам. Например, парковка А и В, или отель Canyon Lodge и т.д. Так что если вы машину в лесу оставили, а не на организованной стоянке, то запомните - где и посмотрите, какая остановка ближе. Это актуально, а то потом вечером уставши будете свою машину долго пешком искать. Сразу скажу, что парк огромен. Гранд-Каньон официально 190 миль в длину и 18 миль в ширину. Не забудьте умножить на 1.6, чтобы знакомые километры получить.

Южный берег обжит довольно сильно, много дорог, рестораны, отелей несколько, наконец, паровоз, который возит желающих вдоль каньона. Народу много. Несколько маршрутов вниз погулять, но каньон за день не перейти, слишком долго. Гранд каньон очень старый, сколько-то там миллионов лет. Речка Колорадо (Colorado River) прогрызла его очень глубоко. Средняя глубина, как пишут, одна миля. Я вниз не пошел, а долго ходил вдоль края и снимал разные ракурсы. За семь лет панорама не изменилась, не тот срок, но каждый раз, забираясь на очередной мыс, или в зависимости от положения солнца, вы видите его по-другому. Честно говоря, очень красиво. Ты стоишь на краю, а в 20 километрах другой берег, абсолютно на том же уровне, и уходящие вниз разноцветные слои, и образовавшиеся замки (или храмы) между берегами внизу. У меня с собой был неплохой бинокль, кстати, вешь необходимая. Все так и ходят с биноклем и фотоаппаратом и камерой. К сожалению, дымка была в этот день. Забегая вперед, скажу, что с северной стороны вид не тот, панорамы нет. Сама речка Колорадо, виновница каньона, видна иногда внизу. Это мутный поток, грязно-желтого цвета. Как на нем устраивают рафтинг, я не знаю. Наверное, где-нибудь выше по течению. Весь день я проходил по берегу, а вечером, когда начало темнеть, поехал к восточному выходу, чтобы каньон обогнуть. Впереди были другие виды. У восточного выхода есть сторожевая башня, по-моему, построенная в псевдоиндейском стиле. Я сделал несколько снимков каньона на закате... и небо снял. Небо вообще меня зачаровывало на этих просторах. В Москве и даже Подмосковье такого, конечно, не встретишь.

 

Далее уже в сумерках дорога на городок Cameron, и далее на север. Как выяснилось, на восточном отроге каньона есть красивые места. Река протекает по зеленой равнине, в которой она промыла глубокий ход с отвесными стенами. Я, к сожалению, уже не фотографировал - было темно и устал. Целью следующей остановки был городок, который я выбрал накануне, под названием Канаб (Kanab). Забыл сказать, что изначально в Москве я выбрал три точки, вернее, четыре. Гранд-Каньон с юга и севера, Заян каньон (Zion canyon) (про него я как-то в интернете прочел, что там красиво) и Брайс каньон (Bryce canyon), про который я слышал, что там снимали мой любимый фильм детства "Золото Маккены". Я думаю, многие ровесники помнят этот фильм. Городок Канаб находится на юге штата Юта на приблизительно равном расстоянии от всех трех точек. Надо сказать, что вообще район не очень обжит. Нет огромных супермаркетов, набитых шмотками, местность заселена не густо. Можно за 80 миль не встретить ни одной бензоколонки. Однажды еле доехал до заправки - бензин был на полном нуле. Но дороги все равно отличные! В этот вечер до Канаба не доехал - стемнело, пошел ливень. Остановился в городке Page на границе штатов, но еще в Аризоне. Найдя недорогой мотель, пошел поесть в мексиканский ресторан. Вообще мексиканские рестораны были самые популярные на всем пути: фахитос, начас (или начос), сальса, буритто... В общем, вкусно. Я вообще считал, что в Америке еду не уважают. Везде фаст-фуд, хватай жратву у стойки и вали давай отсюда. Но это не совсем так. Может, французских деликатесов вы и не найдете повсеместно, но стейк всегда хорош. Берите стейк - не ошибетесь! В ресторане мне попалась рекламка каньона Антилоп. Случайно попалась. И я вспомнил, что читал про него в Интернете. Была заметка-инструкция, как в этом каньоне делать суперснимки. Сам каньон на карте я не нашел, спросить было не у кого, агенства были закрыты, а где он находится, я не помнил. Да и цель была у меня другая - добраться до Канаба. Но рекламку забрал...

Вообще, город Page находится на краю резервации индейцев Навахо и индейцев там полно. Да и дорога к нему идет вдоль резервации. Когда ехали, обратили внимание, как резко победнели постройки. Стиль другой, а атмосфера чем-то напомнила наши деревни... И сами индейцы стоят в фанерных будках у каждой достопримечательности и торгуют всяким барахлом сувенирным, какие-то картинки из песка... Я это не люблю и никогда не покупаю, чтобы дома потом лежало и пылилось. Навахо пьют, как я понимаю и мне объяснили, по-черному, и им все пофигу.

Так вот. Следующие 80 миль до Канаба по прямой как стрела дороге и поиск мотеля. Выбор, как обычно, широк. Если кому интересно, то немного про мотели. Америка страна автомобильная, мотелей полно. Есть проверенные сети Holiday Inn, Days Inn, Motor, Best Western итд, а есть без сетей, похуже, и стоят подешевле. Номер приличный, например, можно найти за долларов 40-60 за ночь против 80-110 в сетевых. Можно и за 35 снять. Был один такой на пути. Владеет индИйская (не индейская) семья, грязновато, холодильник здоровый, наверное, с помойки, телевизор без пульта и т.д. Сразу скажу, что целью путешествия не было потратить как можно меньше денег, но лишних платить тоже не хотелось. Если кому бюджет интересен, то могу посчитать потом.

Так вот. Исходя из опыта прошлых путешествий, на уикенд мотельчик надо снять заранее. Вся Америка в уикенд перемещается, как сумасшедшая, и к вечеру пятницы можно места для спанья не найти. Было утро пятницы и самое время обосноваться на пару дней, тем более, что это было стратегическое место. Бросил вещи - и вперед, в Заян каньон (Zion), от Канаба 31 миля. Вообще лозунгом этого района (Kane County) графства Кэйн является красный камень (Red Rock). Там все Red Rock. Отели, мотели, каньоны, поселки, дороги. На мой взгляд, это и не камень вовсе, а в основном глина твердая. Отель, кстати, тоже Red Rock County Inn был.

Заян каньон - молодой и небольшой. Дорога в отличие от Гранд идет понизу. Очень живописно. Въезд - те же 20 баксов и небольшая очередь. Как выяснилось, мы въезжали с заднего проход. Visitor Center и всякие шатлы-автобусы были с западной стороны. К ним въезжать надо с 15 магистрали от Cedar city. Дорога сильно петляет по дну каньона и идет через пару туннелей. Один коротенький, а другой длинный и узкий, так что туда днем пускают то с одной стороны, то с другой. Полудуплекс, в общем. Длинный - это километров 5 и построен давно. С Норвегией, конечно, не сравнить, но тоже ничего. Доехав до ближайшей остановки шатла, пришлось пересесть, потому что в глубь каньона ходит только автобус, либо машины, относящиеся к отелю (дому отдыха), который внутри. Внутри той части, которая закрыта, остановок 6-7 до конечного круга. От каждой идут пешеходные маршруты. Маршруты делятся на три категории, кстати, так же, как и во всех других каньонах и парках. При въезде в каждый каньон тебе вместе с билетом дают газетку и иногда карту. Там все написано. Easy - самый простой маршрут - для инвалидов. Реально для инвалидов. Там на инвалидной коляске можно проехать, и инвалиды ездят. Кстати в Америке инвалиды тоже люди, практически нет ограничений в передвижении. И тротуары, и автобусы, и все оборудовано под коляски. Если они уже даже по каньонам лазают... Следующий уровень Moderate - типа усложненный, посложнее, в общем. И третий Strenuous - сложный, значит. Опасно, в общем, у кого голова кружится, то не ходите и т.д. Я засидевшись в машине, рванул вверх по трассе в так называемый спрятанный каньон (Hidden canyon). См. фотос. Потом оказалось, что маршрут был Strenuous. Это потому еще я понял, что на некоторых местах в скалы были вбиты крюки и на них цепь висела в качестве поручня, чтобы в пропасть не свалиться.

Еще там была плачущая скала, грот. Но поскольку посмотреть хотелось все масштабно, то после гуляния рванул в объезд на так называемую Lava point. Где лава должна быть видна и обзор красивый. После 30 миль живописной дороги наверху попал под град. (Это летом в жаркой Юте!). Молнии, град молотит по машине, но доехали все-таки. Вот она - лава, а обзор неинтересный. Дорога домой была в темноте, и уже было не поснимать.

Следующее утро едем в Брайс Каньон (Bryce canyon), тоже молодой. До него миль 80. По дороге встречается Red canyon (красный). Все сразу из машин вылазят, фотографируют, но это лишнее. После Брайс на обратном пути вас уже там ничего не привлечет. Сразу скажу, что те панорамы, которые я помню из финала "Золото Макенны", я в Брайсе не увидел. Надо еще раз посмотреть фильм. Может, там что-то другое снимали. Но панорамы каньона действительно необычны. Причем сверху смотрится лучше. В Брайс, пройдя немного по краю и поснимав, я бросился вниз. Везде написано, по нему пройти от точки до точки надо 4-5 часов. Это, конечно, вранье. Не сильно напрягаясь, за два с половиной часа пройдете от Bryce point до Sunrise point, т.е. по всему низу.

По пути повстречались всадники, группа китайцев, зверье всякое. (Про зверье дальше будет). Внутри каньона занятно, но всего великолепия не увидишь.

Проведя день в Брайс, вернулись обратно. По дороге обратно я не удержался и сделал круг миль в 20. На дороге был указатель на песчаные розовые коралловые дюны, и я хотел взглянуть. Действительно, красивые розовые песчанные дюны. Основное развлечение на них - это гонять на четырехколесных мотоциклах, что все и делали.

img 0141

Вернулся в Канаб уже затемно. Как я уже говорил, Канаб - занятный городишка. Он правильно расположен и в нем всегда полно народа. Более того, несколько сотен голливудских фильмов снимались именно там, а не в Аризоне или Нью Мексико. Там даже тусовка проводится, называется "Маленький голливуд". Прошло уже больше полсрока, и надо было постираться и передохнуть. Еще мне надо было прикупить вискаря, который подошел к концу, и я поехал на поиски ликерки. Вообще спиртного купить можно не на каждом углу,а только в специальных магазинах-ликерках (Liqueur). В супермаркетах только пиво и иногда немного вина. Вообще Америка скоро станет мусульманской страной по отношению к спиртному. Совсем уже меня поразил случай по дороге обратно в аэропорту Цинцинати, где самолет почему-то делал остановку. Когда я попросил двойной бурбон в баре (хорошо еще в аэропорту был бар, и там даже люди могли курить!!!), официант что-то у меня попросил, кроме денег, разумеется. Я только с третьего раза понял, что он спрашивает ID (удостоверение личности). Я знаю, что до 25 лет нельзя, но я здоровый лысый (оставшиеся волосы - седые) мужик, никак не тяну на 25. Дама рядом объяснила: "Америка, сэр". Я, огорчившись, попросил еще эля, и бармен спросил, для меня это или нет. Видимо, еще хотел ID посмотреть. Так вот я нашел ликерку в чистом поле на границе Аризоны и Юты. Рассказываю, потому что магазинчик был абсолютно не американский, напомнил мне наше сельпо. Сарай, весь завален какими-то картонками и свертками. В глубине сидела за пасьянсом беззубая бабка. Ко мне сразу подвалила мелкая и очень толстая старая собачка, а на кассе лежал здоровенный рыжий котяра и спал. В сарае сильно воняло кошачей мочой, по-моему. Бабка, приветливо ухая, дала мне продукты, объяснила, что кота зовут Одиз (кажется) и что он сильно устал, и что если завтра я соберусь прийти тоже, то она рано не открывается. Котяра нагло зевнул, я поблагодарил и ушел. Вообще надо сказать, что все люди, с которыми я общался (обслуга, продавцы, рэйнджеры и т.д), очень приветливые. Настолько, что иногда хочется вернуться, чтобы просто пообщаться. Мои американские друзья утверждают, что это напускное все. Но мне кажется, у них уже это в крови. За все путешествие противным был только один стюард-латинос в Дельте, а все остальные очень располагали к себе и именно в глубинке. Не улыбалась только одна девушка-навахо на ресепшн в городе Page. Наверное, потому, что у нее не было четырех передних зубов.

Чуть позже вечером в прачечной самообслуживания мать с двумя детьми, которой явно от меня ничего не нужно, тоже очень приветливо мне объяснила все, что мне было непонятно. А дети приставали ко мне с расспросами, но я ни хрена не понял. Девочка лет 6 и мальчик лет 8 с прилипшими вокруг рта остатками хлопьев что-то пытались у меня узнать. Если ты не понимаешь взрослого негра (извините, черного), то он пытается объяснить тебе другими словами. А дети просто повторяют фразу еще и еще раз. Ну да ладно, они в любом случае хотели подружиться.

На следующий день я решил поехать на северный край (Northern Rim) Гранд-Каньона, для сравнения. Благо до него было 80 миль всего. Через час с небольшим въехали в парк. Пропускной пункт, не в пример южному, с одной полосой всего. Дорог мало, и всего три точки смотровых. Надо сказать, что северный край мне не показался. Перспективы нет, вы видите только несколько отрогов и небольшой (относительно) кусок каньона. Плюс еще какие-то мошки налетели. Правда, подозреваю, что просто уже панорамы каньонов немного приелись...

 

Время к обеду, смотреть уже нечего, я решил реализовать свою мысль о каньоне Антилоп. К сожалению, на карте мне его найти не удалось, также, как не удалось найти интернет на юге Юты. Но наконец один рейнджер в visitor center ткнул мне в карту пальцем, указав точное место. Оказалось, прям рядом с городом Page, где я уже был. "Нет - сказал рэйнджер - сегодня не успеть. Они закроются в четыре, туда только ехать 3 часа" итд. Но зная их расчеты по времени всех маршрутов, сел в машину, газ до полика и по Глен каньону (Glen canyon - широченная долина) меньше чем через два часа были на границе территории резервации индейцев Навахо у самого каньона.

Девушка-навахо у шлагбаума сказала, что без экскурсии нельзя, езжайте обратно, ищите гида. Дала телефоны агентств (штук 6) и сказала, что через минут 20 они закрываются. Доехал до ближайшей бензоколонки и стал звонить, но все агентсва отказали. Сказали: давай завтра утром. Сначала, правда, хотели баксов 100 взять, но потом все равно отказали. Но не бросать же это дело так просто... И потом, что-то родное почудилось в индейцах у каньона... Короче, вернувшись к каньонам, обнаружил, что девушки у шлагбаума уже нет, но большая индейская семья еще толпится у экскурсионных грузовичков. Вступил в недолгие переговоры с пожилым папашей. После волшебного слова "кэш" все быстро пошло на лад. Правда, для солидности попросили обойти сарай с другой стороны, где было окошко. И в этом окошке здоровенная смуглая индианка взяла 30 баксов. После чего поехали в кузове грузовика вместе с двумя пареньками лет по 16-18 с километра полтора по песчаному, абсолютно сухому руслу. Ко входу в каньон. Теперь о каньонах Антилопы. Их два верхний, в котором мы были, и нижний - с другой стороны дороги. Эти каньоны не похожи на предыдущие. Это просто песчаное русло реки, но в этом месте, видимо, песок тверже и река не размыла это место, но образовала причудливой формы щель. Иногда при сильных потоках вода поднимается до самого верха. Так было в 2002, а в каком-то 80-м даже двое погибли. Но в основном русло сухое и все туда ездят на экскурсии. Зрелище фантастическое. Глубина каньона метров 15-20, вы идете по низу, и солнце вместе с песком образуют причудливые образы. Раньше я читал про специальную фотографическую экскурсию в каньон. Действительно, надо идти туда ближе к полудню, когда солнце в зените и пробивается острыми лучами внутрь, надо использовать штатив, специальную пленку и т.д. Все это вы можете посмотреть на сайте www.antelopecanyon.com и в журналах. Я же просто фотографировал наугад, под вечер и все равно вот что получилось. Сама экскурсия дурацкая. Ребята показывали какие-то профили на стенах. Часть из этих персонажей я не знаю, часть не понял, остальных не увидел. Фантазии видимо не хватило. Тем более, что после следующего дождя, я думаю, все поменяется. Сам каньон полмили длиной всего.

Нижний каньон, говорят, шире и длинее - мили 3. Каньоны разделены между 6-ю туристическими агенствами. Что удивило, так это сами ребята-навахо. Я понимаю, что индейцы невозмутимы (они действительно не возмутились, когда я дал им еще 10 баксов на двоих за то, что они нас отвезли, они даже не поблагодарили или улыбнулись). Они даже не спросили, откуда мы. Но они даже НИ РАЗУ не были в нижнем каньоне, который в 10 минутах ходьбы от верхнего, с другой стороны дороги. Хотя бы просто из любопытства...

Дальше длинная дорога под вечер в темноте опять через Канаб, через Заян на 15 дорогу. Хотел ехать сколько можно, но сил хватило только до Лас-Вегаса. Понимая, что возможность переночевать - одна из лучших, искал мотель довольно долго. Все в основном для молодоженов и на неделю. Это явно не подходит. Наконец за бешеные деньги (баксов 60) около аэропорта нашел здоровенную комнату с протекшим потолком. Внизу естественно казино. Ничего интересного. Утром опять в путь. Это самый изнурительный переезд. Наконец часам к 15 я подъезжаю к парку секвой в Калифорнии. Все это как бы по дороге в Сан-Франциско. Но секвойи я хотел посмотреть давно. Вернее еще в Лос-Анджелесе. Я зашел в большой книжный магазин купить атлас или карты. Мой атлас с 1998 года я одолжил друзьям в Москве и здесь, в Калифорнии, пытался купить локальные карты или новый атлас. Кстати, атласа не нашел. Ничего не понравилось. Но с полки упала карта Кингс каньона и парка секвой. Естественно, я забрал. Так вот, по дороге в Сан-Франциско решил заехать и посмотреть, так ли эти деревья велики. Крюк получился приличный. Только в парке по серпантину надо ехать миль 20. На карте отмечено три места, где растут гигантские растения. Наконец приехали. Смотрю - и правда, гигантские. Похожие на большие сосны, только кора цветом светлее. Я почувствовал себя коротышкой из цветочного города, который на луне пытался продать акции гигантских растений. Этих самых. Или гномом лесным. Конечно, между секвойями растут обычные ели, но они им мешают. Секвойям нужен открытый свет, поэтому им хорошо, когда обычные ели сгорают от пожаров и секвойям дышится легче. Кстати, секвой тоже много упавших и обгоревших. Я не люблю людей фотографировать, но здесь надо было для сравнения.

После парка спуск вниз по серпантину. Кстати, американские водители, когда видят, что какой-то дурак сверху по серпантину несется, на поворотах дорогу уступают. Но все равно до побережья в ночи доехать не успел, переночевал у тех самых индусов. Утром, через виноградники, через завтрак в чудесном городке Монтерей въехали в Сан-Франциско. Ну и гнусная погода же в этом городишке. Голден гейт всегда в облаках.

Отель располагался в японском квартале. Кстати сказать, в Сан-Франциско очень большой чайна-таун, русский район и т.д. Милый престарелый педик выдал ключи от комнаты в японском стиле.

Запомнился в СФ настоящий японский ресторан как раз в Japan center. Суши, сакэ, все для японцев. Девушка официантка объяснила, что подогретое сакэ пьют, только если сакэ дешевое, а настоящее сакэ пьют прохладным. Собственно, про СФ вообще не хотел писать, но стал, потому что сделал несколько фотографий, 8 из которых здесь выкладываю.

 

Ну а далее в сторону дома через Цинцинати и Вашингтон. Кстати, уже в СФ повстречались русские, а на каньонах, как ни странно, никого не встретил. После Лос-Анджелеса русских не было или почти не было. Почему почти? Потому что, мне кажется, я встретил одного на дороге в Лас-Вегас. Проезжая по шоссе, я увидел на разделительной полосе стоящий Hammer. Я, может, и не обратил бы на него внимание, хотя на разделительной никто не стоит кроме полиции, но около Хаммера стоял довольно молодой человек, крепкий, в спортивном костюме с редкими коротко стриженными волосами и явно кого-то ждал. Что-то знакомое почудилось мне в нем. И точно, минут через десять это Хаммер нагнал меня, обгоняя и лавируя между машинами, а за ним черный мерседес без номеров, который фарил всем на левой полосе, чтобы уступили дорогу. Я такой манеры езды в Америсе раньше не видел. Правда, потом друзья сказали, что в Техасе это принято, но здесь явно было наше родное.

Еще на северном берегу Гранд-Каньона подошла приятная пара: мужчина лет 55 и девушка блондинка лет 25-28. Мужчина - явно американец- спросил:"Вы из России?". А когда услышал, что "да", то девушка его повела разговор на русском. Сама она из Сибири, как она представилась, но живет уже 5 лет в Техасе. Сейчас с мужем в путешествии до Сиэтла и обратно и, видимо, скучает по России и русскому языку. А на северном берегу пейзаж похож на нашу среднюю полосу.... Да еще в городе Канаб владелец ресторана работал 3 года в 90-х оператором на CBS в Москве на Фрунзенской набережной и помнит по-русски "добро пожаловать" и "спасибо". А теперь вот здесь... Как его занесло? Потом, на восточном побережье полно нашего народа и в Вашингтоне, и тем более в Нью-Йорке. Рассмешила девушка в мексиканском ресторане в большом супермаркете в 40 километрах от Вашингтона. Девушка-студентка из Москвы работала в мексиканском ресторане, который держат и в котором работают турки и азербайджанцы. Называется: мы везде.

Еще о животных. Конечно, как только человек с фотоаппаратом видит животное, он сразу начинает его снимать. Вот несколько снимков вдогонку.

А это так, под занавес. Два занятных знака на дороге, которые я встречал...

В завершение хочу еще раз напомнить, что основной идеей моего рассказа было не народ просветить, а фотографии с комментариями показать. Поэтому строго не судите. Если кого заинтересовал мой рассказ или нужны детали, пишите на This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.. Это я частный адрес завел.

В любом случае мне будут очень интересны ваши отзывы, тем более если там будет конструктивная критика.

Особое спасибо хочу передать jetlagу и своему сыну. Jetlag - это разница во времени. Благодаря ему (или ей) я просыпался в 5 утра и имел время написать кое-что. И так целую неделю.

А сыну за то, что он показал мне шаблоны и процедуры, как все это в интернет положить. Пока все это писал и форматировал, съездил в Тегеран в Иране. Может, тоже повешу на сайт в скором времени. Тоже занятная страна.

В общем до встречи.

Александр Кузнецов

Cентябрь 2005.