Что такое Меса Арч? Это природная арка, изображенная на популярной заставке в Windows 7. 

 Mesa – судя по всему, это не месса, это стол или столик в переводе с испанского.

Однако когда я увидел ее в первый раз, я нагло подумал: «голимый фотошоп».
Я был в парке Арчес, посмотрел все арки и именно такой не встречал. Там есть Гранд Арче, но через нее такое не увидишь. Я решил, что народ совместил пару кадров.
Но, как обычно, заинтересовался и стал смотреть в интернете.
И натолкнулся на интересный короткий рассказ одного русского фотографа про съемку в этом месте. О том, что арка небольшая, одновременно может разместиться человек 10, что место занимают с вечера, иногда ночуют в палатке прямо у арки. Я запомнил.

Вот оригинал из заставки Windows 7.  Красивая картинка...

Прошло много лет, и вот я опять получил визу в Америку. Мне надо было съездить на Запад по делам, и я решил совместить поездку с посещением каньонов. Поэтому я проложил маршрут от Лас Вегаса до Солт Лейк Сити с заездом на Месу, заодно посмотреть известную по фотографиям излучину реки под названием «Мертвая лошадь» (Dead Horse Point).

Летел я через Нью-Йорк.
Что мне сразу бросилось в глаза, так это какие-то сумасшедшие цены на гостиницы в Нью-Йорке. Они за последние 5 лет выросли, по-моему, в два раза. Я нашел что-то на Манхеттене за приемлемую цену, но оказалось, что это не просто комнатушка с маленьким окном в колодец внутри здания, а ещё и с shared bathroom. Т.е. я делил туалет с соседним номером. Слава богу, я жил там недолго и ни с кем не встречался, но все равно, получалось, что чужие толстые черные длинные волосы в туалете находились там по праву и радости мне не доставляли.
Еще удивили чаевые – общепринято они достигли размеров от 20 до 30 процентов.
Сравните с Японией, где чаевые просто неприемлемы, потому что люди получают за свою работу достойные деньги и подачки им в голову не приходят. Но про Японию - в следующей истории…
Когда я спросил таксиста можно ли оплатить картой. Он с радостью сказал «да, конечно» и на моем экране внутри кабины пассажира выскочило табло «Выберите чаевые» и три кнопки: 20%, 25% и 30%.
Потом, уже в ресторанах, прямо в чеке к общей сумме приписка: все нормально - 18% (и сколько это в долларах и общая сумма), 20% или 25%. При этом официант, чтобы я случайно не ошибся, отметил галочкой 20% и подчеркнул общую сумму с чаевыми. Ну, чтобы мне удобнее было. В Америке как-то по-другому обращаются с картой – сразу сумму не списывают. Списание происходит чуть позже, уже с чаевыми. Ну да ладно про них…

В Нью-Йорке я сплавал на остров Эллис, где большой музей истории иммиграции конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Интересно, но довольно тяжелое впечатление.

И еще я давно хотел сходить на Бруклинский мост. Это памятник архитектуры и вообще знаковое место.

Лас Вегас всё-таки уникальное место. Меня всегда впечатляло, как можно в безжизненной пустыне построить супер город – просто убрать налоги с игорного бизнеса.

Игральные автоматы стоят уже в аэропорту на выходе с рейса.

В Лас Вегасе был хороший отель, с бассейном. Окна не открываются, как известно, от самоубийц, но с кондиционированием все хорошо, и в номере компьютерная Алиса понимает голосовые команды: открывает шторы, выключает свет и ставит музыку.
Бассейн хороший, на каждом углу спасатель сидит на вышке. Вас охраняет сокол со своей дрессировщицей. Это не шутка, там висит объявление «Предупреждаем! Сокол за работой!» Я не понял и, естественно, спросил. Оказалось, что девушка выпускает сокола, чтобы он отпугивал от посетителей птиц, всяких голубей и воробьев. Я такое видел первый раз. Слышал только о таком сервисе в аэропортах, но не в гостиницах.
Бассейн был сначала открыт для всех с улицы, но потом две тетки подрались, потому что одна подвыпившая украла у другой подвыпившей сумку с банковскими картами. И бассейн закрыли для непроживающих.

Я в очередной раз понял, что играть мне противопоказано: в автоматах я ничего не понимаю в обилии кнопок, огоньков и картинок, а в рулетку надо иметь много денег и мало жадности. Карточные игры – вообще другая область. Чуждая мне, и слава богу.
Кстати, я в очередной раз понял, что нижний игровой этаж в MGM отеле очень близок к моему аявяскинскому кошмару.

Из всего многообразия шоу я выбрал и посетил только одно – встречу с четой Клинтонов.
Хотелось посмотреть на этих когда-то могущественных людей вживую.
Посмотрел, нормально.
Это пригласительный билет.

Когда я пытался войти в зал, возникло неожиданное затруднение. (Вот уж действительно неожиданное!) У меня кошелек в кармане на металлической цепочке сантиметров 25. Я давно её ношу, потому что в какой-то момент он начал выпадать у меня из кармана в низком автомобиле. Теперь, когда кошелечек на привязи, я чувствую себя спокойнее.

Так вот, меня не пустили в зал с этой цепочкой! Видимо, опасаясь терракта.

Ехать в гостиницу обратно - это час времени до другого конца Стрипа. Попросил девушку в киоске на входе в зал подержать цепочку часик-два. Она отказала.
В конце концов я спрятал цепочку в зале за автоматами и благополучно нашел её там через 2 часа после шоу.

Само выступление мне было интересно. Несмотря на то, что это такая благостная чета пенсионеров (Билл мямлит и у него дрожит левая рука, а Хилари - такая маленькая бабушка, но с твердым, поставленным голосом), мне было интересно их послушать.
В целом, все понятно: какие они молодцы и как им все мешали. Про Монику Левински ни слова. А про Россию занятно послушать. Я думаю, что в зале человек на тысячу я был один русский. Но несогласные были - какой-то мужик сразу в начале выступления Хилари начал что-то яростно выкрикивать. Его тихонько успокоили охранники.

На следующий день, взяв в прокат машину, я двинулся в сторону Юты. Проехал знакомые Page и Kanab, каньон Антилопы, съезд на Monuments. Хотел доехать до парка Waves (волны), но это оказалось не так просто. И даже не потому, что моя машинка была простым седаном и вполне могла застрять в грязи, а потому что вход в парк строго ограничен. Заказывать надо за несколько месяцев и при этом еще устраивается лотерея, то есть к волнам идут только те, кому повезло. Хрень какая-то, но видимо так надо, чтобы сохранить природное богатство. А то затопчут.
Да у меня все равно и времени на waves не было сейчас.

В Моабе было пасмурно. Если знаете, Моаб – это главный поселок каньонов Юты. С одной стороны парк Arches, а с другой – Canyonland. Вот как раз в Каньонлэнд и находится та самая арка Меса.
Сначала, как принято, дневной осмотр. Арка оказалась совсем небольшой – метров 10-12 - и довольно скучной. За ней пропасть, отвесная стена метров 200 вниз.

В самом парке есть еще несколько мест для осмотра: кальдера, река Зеленая, и Мертвая лошадь.
Кстати, в Каньонлэнд есть еще дорога с юга со стороны деревни Монтичелло (странное название для мормонского штата Америки). Но я пишу про северный вход от Моаба.
Вот несколько фоток для общей картины.

А это красивое место с видом на речку Зеленую, которая впадает в реку Колорадо.

Вот это кальдера - старый кратер. В этом месте называется "Перевернутый купол". Вдоль кратера идет пеший маршрут. 

Про Мертвую лошадь я так и не понял. Это место всегда называлось "Голова мертвой лошади", я думаю, потому что изгиб реки Колорадо внизу напоминает очертаниями лошадиную голову. Лошадь, потому что индейцы загоняли табуны лошадей на этот утес, чтобы их поймать. Дело в том, что перешеек на утес очень узкий, и лошади не могли оттуда сбежать. А Мертвая, потому что лошади падали с утеса вниз.
Итак в оригинале Dead Horse Point, а так "Голова мертвой лошади".
Вот снимки.


Дрон не запускал, потому что внизу, вдоль реки, не только ходят прогулочные пароходы, но и летают маленькие самолеты, и дрон мне об этом сообщил.
Мне всегда боязно нарушать законы и правила в Америке… 
Дрон я запускал около Зеленой речки. Съезд туда крутоват по грунтовому серпантину. В следующий раз надо будет взять джип.

Возвращаюсь к арке. Приехать туда надо было первым, чтобы занять выгодное место для съемки. Оказалось необязательно. Но все равно: рассвет в 6:15, значит в 5 утра надо быть на месте.

Мне ехать до арки из Моаба час. Я был пятым. Поскольку днем я не сориентировался какое место лучше, то встал где-то посередине, ближе к правому краю.
Установка штатива с подсветкой фонариком, выбор ракурса. Ненавязчивое знакомство с соседями. Потихонечку народ прибывал. Все доброжелательны и многонациональны. Самым громким сначала был Ричард – американский дядька лет 65.
Потом подошел еще парень и стал громко рассказывать про сумасшедшего русского акробата, который ходил по арке на руках. Ричард его предупредил: ты осторожнее, тут у нас русский. Парень в ответ стал громко сообщать всем: Русские! Я люблю русских! Они классные, хорошие ребята! Я даже знаю немного по-русски: «Б..дь, … твою мать!» Причем сказал практически без акцента. Я похвалил и сказал, что он вполне готов ехать в Россию, для общения этого достаточно.

Надо сказать, что арки с дороги не видно. Надо запарковаться и идти минут 10, чтобы обогнуть холм. Можно справа, а можно слева. Дорожка отмечена сложенными пирамидками камней. В темноте их видно не сразу.
Пока мы стояли еще в темноте, какой-то индус заблудился на холме и стал нас звать. Народ объяснил ему как к нам пройти, но он все равно не мог найти дорогу. Пришлось идти его встретить. Он был со смартфоном.

Потихонечку все места были заняты, мы стояли плечом к плечу и ждали солнца. Перед самым рассветом нарисовалась еще одна тетка лет за шестьдесят и влезла со своим штативом. Но все было как-то по-доброму и весело. Самый злобный, похоже, там был я.

Нас было человек 12-13 стоящих в рядок со штативами, но к рассвету подползло еще человек 50 туристов с айфонами на палках, которые шастали за спинами и слева-справа от арки. Видите, на снимке девушка завернута в спальник?

Ну и началось. Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. Меняешь немного ракурс, меняешь объектив, меняешь экспозицию, пытаясь высветить и темную скалу, и освещенную снизу арку, и скалы вдали на равнине. И фокус меняешь тоже.
Внимание! Самый цимис – это красноватый подсвет нижней части арки восходящим солнцем. Через полчаса он уходит, и все начинают сворачивать оборудование.

Все, представление закончено. Все прощаются, идут на стоянку и садятся в свои машины.

Я все-таки совершил ошибку – надо было пойти поспать, а я стал колесить по каньону и фотографировать разные места, про которые писал выше. У меня на следующий день вечером самолет из Солт Лейк Сити, довольно далеко ехать. Я думал утром посплю подольше. Но…

К вечеру пришло осознание, что ты не уверен в снимках. Не там стоял, не та диафрагма… Надо ехать опять.

Подъем еще раньше. Надо же приехать первым, наконец!
Но опять нет. Передо мной на дороге маячит какой-то микроавтобус. Обогнать его не могу – в парке узкие дороги и ограничение скорости. И он, гад, явно едет туда же. Так и вышло.
Автобус полон итальянцев – это у них фотографический тур. Я обгоняю их уже пешком на парковке – они долго выгружаются, а я уже на тропе.
Но у арки уже парочка фотографов. Правда, то место, которое я себе наметил, еще не занято.

Самым первым приехал немец, как выяснилось, он спал в кемпинге недалеко.
Еще я, итальянцы, опять американец Ричард, потом еще какие-то поляки, кажется, всех уже не помню. Но как выяснилось, все-таки не обязательно приезжать именно первым - и второй, и третий, и четвертый вполне могут найти место для съемки, которое их устроит.

Сегодня пасмурно и не похоже, что солнце выглянет вообще. Итальянцы в расстройстве разбрелись по окрестностям. Но терпение, друзья мои, и лучи бьют через полоску чистого неба на горизонте. И опять щёлк-щёлк-щёлк-щёлк…

После окончания съемки все показывают друг-другу снимки на экранах фотоаппаратов. Все друг друга хвалят, хотя не факт, что снимок при увеличении будет достойным. Смотрят, кто какими объективами снимал. У немца, кстати, представителя компании Lee Filters, неплохой объектив Tamron 15-30. Надо будет прицениться.


Опять все довольные разъезжаются.

Я доезжаю еще до смотровой площадки, делаю пару кадров и еду домой спать.
Я начинаю засыпать ещё по дороге – я вообще не могу по природе бороться со сном. Я помню как меня в военных лагерях еще студентом-курсантом ставили с автоматом охранять знамя полка. 5 утра самое тяжелое время – не спать невозможно. В оргалитовой стенке рядом с постом была дырка, за которую можно было зацепиться пальцем и уснуть стоя. Это все же лучше, чем как сделал один наш боец: просто лег на пол, положив под голову автомат Калашникова. Дежурный офицер, который часто ходил мимо знамени в свою комнату, очень орал.

Уже в Моабе на подъезде к мотелю я засыпаю на светофоре, остановившись на красный.
Засыпаю на секунды, но в мотеле удается до чекаута поспать часа три. Поэтому к вечеру до Солт Лейк Сити оставшиеся 240 миль доезжаю без труда.

Теперь давайте сравнивать. Я не вглядывался в заставку перед тем, как снимал арку сам. Может быть, и надо было...
Но при обработке я попытался подогнать оттенки под заставку. Меня оправдывает то, что я плохо владею фотошопом - кадры действительно похожи.

       

Был месяц май, и солнце вставало в левом углу арки, практически в объектив (картинка слева). В мае солнце садится далеко за спиной.
Я думаю, что снимок на заставку Windows был сделан ближе к зиме, может быть, ноябрь, поскольку солнце светит справа (картинка справа). 
Как следствие, справа камни внизу освещены лучше, они рельефнее и красивы. В то время как, слева они почти все в тени.
Слева видны горы вдали и равнина контрастнее, справа дымка закрывает удаленную перспективу, но при этом скалы контрастнее. Но явно использовался фиолетовый фильтр.
Вы же понимаете, что всегда надо перед съемкой определить стороны, а также время восхода и заката, чтобы выбрать ракурс и позицию правильно.
Если бы заставочного снимка не было, мой был бы просто супер.

Ещё рекомендация на заметку. Даже если поедете снимать арку летом, оденьтесь теплее. Пуховичок какой-нибудь.
Несмотря на дневную жару, ночью будет холодно или очень холодно. Пустыня все-таки.

Да, хороший кадр, как правило, требует занудства, времени вашего сна и терпения.

С уважением и спасибо.

Александр Кузнецов
Май, 2019